Дата публикации: Mar 24, 2015 11:14:47 AM
Мой дедушка — Сафронов Игнатий Андреевич начал свою трудовую деятельность 13-летним мальчишкой и в общей сложности проработал шестьдесят семь лет, из них тридцать четыре года в нашем городе, на заводе № 8.
В Петербурге он работал и на Металлургическом заводе крупного машиностроения, и на знаменитом Обуховском заводе (позднее завод «Большевик»), и в мастерских Русско-Балтийского акционерного общества (револьверный судостроительный и механический снарядный завод). С 1916 по 1921 годы Игнатий Андреевич работал слесарным мастером на снарядной мастерской того же акционерного общества в Таганроге.
15 мая 1923 года вместе с женой и младшим сыном в числе большой группы рабочих он приехал в Подлипки на Орудийный завод №8, где стал работать мастером. 13-летнего сына Георгия (моего отца, погибшего 26 июля 1941 года в тренировочном полете) устроили в школу ФЗО при заводе; старший сын Николай остался в Петрограде, так как учился в лоцманской школе.
Семью поселили в одной из полутора десятков летних дач около деревянного клуба (за нынешней баней), в котором позднее разместился заводской цех № 31.
Практически все известные фотографии конца 1920-х–1940-х годов, отражающие жизнь поселка «Калининский» (с 1928 по 1938 гг.), позднее ставшего городом «Калининград» (до 1996 года), а потом и наукоградом «Королёв», сделаны Игнатием Андреевичем Сафроновым (1877-1966). О нем и о том, как в довоенные годы он создавал фотолетопись Подлипок, рассказывает его внучка — Светлана Георгиевна Сафронова (Алексеева).
Духовой оркестр завода у клуба имени М.И.Калинина, 1923 год,
фотография из архива Г.А.Хрусталёвой
Сегодняшнее здание на месте первого деревянного клуба (улица Гагарина)
Кругом шумел лес. Летом было очень хорошо — белые грибы и ягоды прямо под ногами. А вот зимой — довольно холодно: крыша дощатая, из щелей дуло, согревались «буржуйкой», стоявшей посреди комнаты. Сафроновы держали живность: индеек и кур.
22 января 1924 года семья въехала в новую квартиру на улице Ленина. Это были первые построенные для рабочих деревянные дома (три дома «живы» и сейчас) с вместительными цементированными подвалами, служившими своего рода холодильниками и бомбоубежищами во время Великой Отечественной войны.
Улица Ленина (фотография И.А.Сафронова, публикуется впервые)
Отопление было печное: на кухне — плита, в комнате — небольшая круглая железная печка, выложенная внутри кирпичом, чтобы как можно дольше держалось тепло.
Светлана за уроками у печки (фотография И.А.Сафронова, публикуется впервые)
Дедушка уже работал мастером-контролером, имел личное клеймо. Его избрали делегатом на Всесоюзный съезд рабочих-металлистов.
Бабушка, Мария Александровна, вошла в состав поселкового совета от домохозяек Орудийного завода.
Бабушка с внучкой Светланой, 1940 год (фотография И.А.Сафронова, публикуется впервые)
Все питерцы очень дружили, принимали горячее участие в строительстве и благоустройстве поселка. Любимым местом отдыха был тот самый деревянный клуб и «белый дом» у станции «Подлипки», где работали всевозможные по тем временам кружки.
«Белый дом» или «белая дача» — клуб для кружковой работы,1920-е гг. (фотография И.А.Сафронова, публикуется впервые)
Станционное здание с башней (его называли «птичник») было превращено в Пионерский клуб. В 1926 году его перенесли на улицу Молотова (ныне Гагарина). В 50-60-е годы в этом здании размещалась детская библиотека (оно находилось во дворе между теперешней Детской библиотекой на улице Кирова и школой №1).
Станционное здание
В 1927 году в поселке построили просторный каменный клуб, который надолго, вплоть до открытия в 1962 году Дворца культуры имени Калинина, стал центром всей культурной работы (теперь это здание принадлежит хоровой студии «Подлипки»).
Клуб завода №8 им.Калинина, фотография И.А.Сафронова
При клубе дедушка организовал первый фотокружок в поселке, а первыми кружковцами и учениками дедушки стали впоследствии известные в городе фотографы Леша Смыслов, Миша Котов, Иван Машков, Петр Закабацкий. Клубная работа стала частью жизни Игнатия Андреевича — до последних дней он оставался членом правления клуба.
Фотоаппарат, на котором тогда снимали фотографы, представлял собой огромный ящик на треножнике. Во время съемки использовалась черная ткань, которая закрывала часть аппарата и голову фотографа, для освещения — магниевая вспышка. Съемка производилась на фотопластины.
Позже появились пленочные фотоаппараты, в частности, немецкая «Лейка» и первый отечественный «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский), который в 1932 году выпустила трудовая коммуна Макаренко.
Дедушка снимал всё и вся: и праздничные демонстрации, и выступления самодеятельных коллективов, и улицы поселка, и своих друзей…
Во время войны завод эвакуировали на Урал, но дед остался в городе, работал на заводе и в ремесленном училище, образованном в 1940 году на базе школы ФЗО.
Умер дедушка почти пятьдесят лет назад, но он оставил память не только о себе, но и о нашем городе — запечатленную на более чем тысячи снимках.
Светлана АЛЕКСЕЕВА