"ВОСЛЕД"— улица Гагарина: ДЖД
Дата публикации: Feb 09, 2015 6:52:0 AM
В последнем фильме королёвского телевидения об улице Гагарина, размещенном и на нашем сайте, прозвучала информация и показан документальный фильм из фондов Королёвского исторического музея о нашей детской железной дороге (ДЖД). По ставшей уже доброй традиции внесем свою лепту в эту интереснейшую страницу истории нашего города.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Детская железная дорога — узкоколейка в поселке Калининском протяженностью четверть километра от Пионерского клуба (улица Молотова-Гагарина) до клуба ЗИК, построена в 1935 году. Это был автономный вагон с электродвигателем (так называемая электромотриса).
Кадр из киножурнала «Пионерия» № 11, 1935 год
Надпись на вагоне: Начато 26 июля. Окончено 2 ноября
А вообще самая первая электрифицированная ДЖД была построена в Москве в 1932 году (с конца 1930-х годов по неизвестным до сих пор причинам закрыта). По инициативе грузинских школьников аналогичная дорога была открыта в городе Тифлисе (ныне Тбилиси) 24 июня 1935 года. Теперь именно она официально считается первой в мире. Немного позже была открыта и первая в РСФСР ДЖД — в Красноярске.
Участники строительства дороги в Тифлисе через газету «Пионерская правда» обратились к своим сверстникам с призывом строить ДЖД в других городах страны. Идея получила поддержку наркома путей сообщения Л.М.Кагановича, после чего ДЖД стали строиться в столицах почти всех союзных республик.
К середине 1980-х годов в СССР работало не менее 52-х ДЖД, которые находились в подчинении Министерства путей сообщения. Сейчас в России функционирует двадцать пять ДЖД.
Автором и разработчиком проекта ДЖД в Подлипках, которая проработала всего лишь несколько месяцев, стал педагог Пионерского клуба, директор детской технической станции Протопопов Михаил Михайлович. Необходимые материалы для строительства (рельсы, мотор, шестерни) предоставил завод №8. Непосредственное участие в строительстве и обслуживании дороги принимали сами подростки, занимавшиеся на детской технической станции при Пионерском клубе.
СВИДЕТЕЛЬСТВА УЧАСТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Яков Гиршевич Резиновский — краевед, многие годы посвятил изучению истории Болшевской трудовой коммуны. В автобиографии Резиновского, которая хранится в фондах Королёвского исторического музея, в том числе упоминается и детская железная дорога в Подлипках: «Торжественного открытия дороги не было, но в Москве узнали и приехали снимать. Я был машинистом, включал и выключал рубильник, кричал: "Ну, все сели?" и отправлялись. Делали дорогу с год примерно. Под рельсы положили шпалы, насыпали песок и гравий…»
Яков Резиновский (?)
Кадр из киножурнала «Пионерия» № 11, 1935 год
И далее: «На снимке Боголюбова Василия Александровича есть снимок вагона железной дороги, из которого высовывается Панов Петр Васильевич».
Петр Панов (?)
Увеличенный фрагмент представленного выше кадра из киножурнала
Резиновский упоминает о режиссере фильма — Афасовой(?) и о том, что в детской технической станции при Пионерском клубе были кружки: авиационный, стрельбы из лука. Заметьте — «на дворе» 35-й год!
2. Интересными воспоминаниями поделился один из первых жителей нашего города Василий Александрович Боголюбов (1918-2008) — сын питерского рабочего Александра Васильевича Боголюбова.
В 1920 году семья Боголюбовых перебралась из Москвы, где родился Василий Александрович, в Подлипки, на улицу Пионерскую (тогда Костинское шоссе). «Мне казалось, что мы живем в лесу, в котором островками разбросаны дома с огородами и сараями (в них рабочие держали коз, кроликов, кур и свиней). В лесу мы собирали грибы и ягоды…
Самое яркое детское впечатление — детская железная дорога, в создании которой мы все участвовали. Это было в 1930-х годах. Идею подал директор детской технической станции Михаил Михайлович Протопопов. Он же разработал проект и руководил строительством. Дорога протяженностью 250 метров начиналась около Пионерского клуба за первой школой и тянулась до клуба ЗИК. По ней ходил всего один вагончик.
Главным прорабом назначили Васю Миронова из нашего класса, а машинистом поставили моего друга Ваню Федосеева. Старый мотор, рельсы, шестерни дали на заводе. Вагон сделали сами из бруса и досок, покрасили масляной краской. Строили дорогу около года…
В 1935 году ее открыли. И тут же появились статьи о ней в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде». Желающими прокатиться были все мальчишки и девчонки поселка…»
«Главные строители» ДЖД
Слева направо: Ваня Федосеев, Петя Панов, Вася Миронов
Из архива И.А.Федосеева
3. За плечами Ивана Алексеевича Федосеева — восемьдесят лет, он давно уже московский житель, но до сих пор ему памятны и дороги Подлипки, где прошли детство, юность, молодость. Воспоминания — как мозаика, когда из отдельных кусочков создается целая картина.
Вот он — совсем малец, сидит на закорках у отца и слушает в подлиповском клубе выступление М.И.Калинина, приехавшего в гости к старым товарищам-рабочим. Вот зеленая и солнечная улица Пионерская, на самом краю леса. Там мальчишки играли в «казаков-разбойников», а рабочие завода имени Калинина собирались на праздничные маевки.
Единственная в то время школа-семилетка размещалась в двухэтажном здании, построенном еще фирмой «Бекос». Ваня Федосеев пошел туда в первый класс в 1926 году. А прославилась школа тем, что здесь учился сам Владислав Жмельков, в будущем «непробиваемый вратарь» «Спартака».
30-е годы обозначены в памяти своей приметой: большинство подлиповских подростков тяготело к Пионерскому клубу и детской технической станции. Здесь работал авиамодельный кружок и даже такая экзотическая спортивная секция, как стрельба из лука. Но главным, объединяющим многих делом стало строительство электрифицированной детской железной дороги. Идею ее сооружения подал руководитель технической станции Михаил Михайлович Протопопов. Дорога была протяженностью всего 250 метров и с одним вагончиком, но ею очень гордились.
Фотография И.А.Сафронова
(публикуется впервые)
— Все было предельно просто устроено, но работало безотказно, — вспоминает Иван Алексеевич. — Двигатель трехфазного тока, бронзовые подшипники заделаны в деревянные стойки, один рубильник, никаких реостатов. Старый мотор дали на заводе, из барахла выбрали и шестерни. Вагон сами сделали из досок и брусков, обшитых фанерой, покрасили масляной краской.
— А где же взяли рельсы?
— Их тоже дали на заводе. Еще в то время, когда строились цеха, была проложена узкоколейка от песчаного карьера до стройплощадки. По рельсам бегал паровозик с грузовой платформой. Эту узкоколейку и решили использовать. Вблизи от Пионерского клуба сделали насыпь из песка и гравия, положили шпалы, на них — рельсы. Ток подавался по проводам, которые шли не над вагоном, а сбоку.
Делали дорогу примерно год. Главным «прорабом» был Вася Миронов из нашего класса. А я исполнял обязанности машиниста. Девчонок и мальчишек, жаждущих прокатиться, всегда набиралось много…
Кадр из киножурнала «Пионерия» № 11, 1935 год
Иван Алексеевич помнит, что о детской технической станции снимали документальный фильм — это было осенью 1935 года. Про детскую железную дорогу писали «Правда», «Известия», «Комсомольская правда».
Послесловие
По мнению Евгения Рыбака, настойчиво повторенному в нескольких письмах кряду, в данной статье допущена ошибка: ДЖД была построена не в 1935, а в 1933 году. Такой вывод он делает на основании следующей информации из Каталога фильмов Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАК):
Название : Пионерия №11.
N Учетный : 2493
N Производств. : 1-2715
N Сюжета : Нет
Вид документа : к/ж (киножурнал)
Дата выпуска : 1933
Аннотация :
4 сюжет — Московская область. Пионеры станции Подлипки занимаются в кружках: рисуют, вышивают; детская железная дорога: мальчик-машинист электровоза, построенного из собранного пионерами металлолома, ведет поезд по железной дороге.
Но согласиться с «его открытием» не представляется возможным. В статье четко и недвусмысленно написано следующее: первая ДЖД была построена в 1932 году в Москве, после закрытия которой первой в мире считается Тбилисская (открыта в 1935 году). Ни о какой другой ДЖД в интервале с 1932 по 1935 годы ни в одном справочнике упоминаний нет. Да и не доверять воспоминаниям старожилов (подмечено не раз: отличительной мужской чертой является феноменальная память на года и связанные с ними события) лично у меня нет никаких оснований.
Ну а «человеческий фактор», как известно, никем не отменяется: работники архива вполне могли перепутать цифру «5» с цифрой «3».
Ольга ГЛАГОЛЕВА
Источники:
1. Бондаренко Л.К. «Подлиповская мозаика». // Калининград – Королёв. Былое… (автор-составитель Р.Д.Позамантир). — М., 2005, стр. 42-43.
2. Бондаренко Л.К., Позамантир Р.Д. «От пушечных залпов — до космических стартов». — Королёв, 2008, стр.63.