ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ СТАРОГО БУРКОВА
Дата публикации: Jun 17, 2015 9:17:54 AM
Город Королёв — это не только ракетно-космические гиганты, небоскребы и километровые проспекты. Это еще и уютные дачные поселки, и старинные деревни. Одна из таковых — деревенька Бурково, раскинувшаяся на пологом склоне, за которым простирается бурковское поле…
Центральная улица деревеньки спускается к мостику через Клязьму:
Перейдя по которому, можно попасть в Новые (если повернуть направо):
и Старые Горки (налево):
А если подняться вверх по улице, дорога приведет к платформе и поселку Валентиновка:
Бурково, Бурково… Всего-то одна улочка, дома можно по пальцам перечесть… Но какая история! Под стать иному городу.
В Акте межевания земель, принадлежащих болшевской церкви Косьмы и Дамиана, от 1766 года деревня Бурково упомянута как бывшее владение Костромского Ипатьевского монастыря.
Но существовала она, несомненно, гораздо раньше, о чем свидетельствуют данные археологии, топонимики, фольклористики. При раскопках одного из славянских курганов XII-XIII веков, расположенных на западной окраине деревеньки, проводившихся в 1921 году археологом В.А.Городцовым, рядом со скелетом человека были обнаружены лук, колчан и стрелы с металлическими наконечниками. Множество таких же наконечников, а также металлическую кольчугу нашел тогда же на пашне житель Буркова Н.П.Дмитриев.
Возможно, на Бурковском поле произошла битва, только неизвестно между кем и когда. Эту тайну надежно хранят древние курганы. Может быть, ее слегка приоткрывает слово «сеча», которым раньше называли восточную окраину Буркова — ведь это слово в старину означало «сражение».
Еще одна тайна связана с легендой, которую поведал краевед Николай Дмитриевич Ноздрин из Новых Горок. Согласно ей, на Бурковском поле московский князь Дмитрий Иванович в 1380 году произвел смотр Владимирского ополчения, направлявшегося на битву с Мамаем. Но пока это только еще одна легенда…
А какие в Буркове люди! Многие столетия они страдали от малоземелья — всего-то одно небольшое поле на всю деревню. Поэтому искали и находили иные источники существования: осваивали ремесла, занимались отхожими промыслами, особенно после постройки в начале XVIII века текстильных фабрик в Болшеве и Щелкове.
Не раз деревня Бурково приходила в упадок, а затем восстанавливалась вновь. В Отечественную войну 1812 года основное мужское население ушло в действующую армию, и многие не вернулись обратно. Сохранилась легенда, что после этой войны несколько пленных французов поселились на постоянное жительство в деревне и даже обзавелись хозяйством.
А с постройкой железной дороги от Москвы до Щелкова в конце XIX века деревня получила новое дыхание: началась ее дачная слава. Здесь в летнее время охотно селились многие москвичи. Их привлекала роскошная природа, река Клязьма, тишина, приветливые жители и множество пустых домов, сдававшихся на все лето.
Откуда множество домов? А вот откуда: по рассказам старожилов, перед Первой мировой войной бурковские мужики продали свои заливные луга в Ивантеевке немцу-фабриканту. На эти деньги все отстроились, да не по одному дому. Эти дополнительные строения и сдавались дачникам, принося неплохой доход.
В июле 1915 года в Бурково на даче В.С.Маркова вместе с женой и сыном отдыхал поэт Валерий Брюсов, который написал здесь такие лирические строчки:
«Опять — развесистые липы и склады брёвен за избой;
Телеги вдоль дороги, скрипы, окно с затейливой резьбой;
Вдали — излуки малой речки и главы дальнего села,
А близко — девка на крылечке, стройна, румяна, весела…»
Дачная слава Буркова продолжалась и в советское время. Летом 1921 года в деревне снимал дачу известный советский математик, основатель одного из разделов высшей математики Павел Самуилович Урысон. Вот как описывает это время его друг академик Павел Сергеевич Александров:
«…В одно августовское утро Урысон и я оба были на бурковской даче и отправились купаться на Клязьму. Во время купанья Урысон рассказал мне о своем открытии нового раздела математики. В результате мы тогда провели на реке подряд несколько часов жаркого солнечного дня. Я, таким образом, присутствовал при зарождении одной из прекраснейших глав урысоновской теории».
В Бурково была и дача биолога профессора МГУ Василия Емельяновича Фомина. По времени это совпадает с организацией в Буркове Биологической станции МГУ (примерно начало 20-х годов прошлого века), где студенты проходили практику, даже не подозревая о том, что расположена станция вблизи деревенского кладбища (кстати, позже здесь же был детсад МГУ!).
В 1938 году в Бурково родился и жил Борис Хлоповский — известный гитарист, впоследствии преподаватель училища им. Гнесиных, солист-гитарист оркестра народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения и Москонцерта.
Деревня нисколько не отставала от города. Издавна здесь была своя школа — на горе, построенная на пожертвования богатых дачников (богатые покровители занимались московской канализацией, поэтому мужички их звали «барин и барыня Говно»). Впоследствии для школы был построен дом, в котором сейчас находится клуб (последний в 1960-е годы славился «закрытыми» просмотрами отечественных и зарубежных фильмов):
В те времена некоторые зарубежные и даже советские фильмы не допускали к широкому прокату. Но иногда их выпускали на экран где-либо на окраинах в удаленных от Москвы заводских и сельских клубах. Неизвестно, каким путем слухи о таких просмотрах достигали Москвы, и люди ехали специально до станций Болшево или Валентиновка, чтобы попасть на такой «закрытый» просмотр американского или французского фильма!
Была в Бурково, да и сейчас существует своя библиотека… И свой универсам:
На Бурковском поле несколько раз проводили соревнования авиамоделистов, что собирало значительное количество зрителей, приезжавших из Москвы и городов Подмосковья. Это напоминало праздник, тем более что выбирали для этой цели всегда хороший, солнечный день!
Сейчас Бурково входит в черту микрорайона Болшево города Королёв Московской области, сохраняя свой топоним лишь в названии улицы.
Кстати, о названии. По авторитетным мнениям [1]-[4], название «нашей» деревеньки, как и множества других одноименных деревень в Смоленской, Тверской и Владимирской губерниях, вероятно, восходит к прозвищу предка их владельцев по мужской линии «Бурка», которым в старину могли прозвать владельца коня бурой масти. Также прозвище «Бурка» могли дать человеку и по цвету его волос — скорее всего, коричневых либо черных.
[1] Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974.
[2] Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1995.
[3] Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных имен. СПб., 1903.
[4] Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1998.
Фотографировала и собирала легенды и были Ольга Глаголева с помощью:
Бориса Ежова, «Калининградская правда» №130 от 21 августа 1997;
Владимира Малых, № 18 от 18 февраля 2010;
Людмилы Вороновой, № 41 от 15 апреля 2010;
Елены Протогеновой, №127 от 13 ноября 2012.