ИСТОРИЯ «ШАРИКА»

Дата публикации: Jun 03, 2021 1:39:42 PM

 Всякий раз, проходя мимо этого памятника еще в советские времена, никак не могла взять в толк, что же в нем такого креативно-интересного? Почему именно его впоследствии упорно стали называть «Символ города»? Не хотелось бы никого обижать, но — согласитесь — более примитивной идеи трудно себе и вообразить: земной шар в «пасти какого-то чудища», опутанный громоздкими несуразными конструкциями с неким малозаметным утолщением наверху (самих т.н. «космических кораблей» разглядеть было вообще невозможно, как впрочем и сейчас).

На эти и другие, не могущие не возникнуть мои вопросы, нашлись ответы совсем недавно — в статье Валерия Соколова «А началось всё с сувенира!» (Калининградская правда, 18 октября 2018 г.).

 

Как всё было

 С идеей создать сувенир о совместном советско-американском полете по программе ЭПАС (экспериментальный полет «Аполлон»-«Союз»-1975) выступил первый заместитель директора ЦНИИМАШа Евгений Николаевич Шепельский на совещании с художниками предприятия. Один из них — Иван Алексеевич Янычев сходу предложил идею, лежащую на поверхности: земной шар со стыкующимися на орбите космическими кораблями (КК). Примерно через месяц этот проект сувенира, как и другие его модификации, а также и другие варианты, был готов. Однако высокопоставленные чиновники вынесли свой вердикт — только этот т.н.«шарик». Более того, вскоре было принято еще одно решение: возвести в подмосковном Калининграде, неподалеку от ЦУПа, такой же памятный монумент этому историческому событию.

Технических трудностей в работе над «большим шариком» было немало. Одной из основных стало изготовление и крепление к основе геометрически сложной «орбиты» обоих КК. А когда с этой задачей справились, оказалось, что автор идеи сувенира… отказался быть автором и «большого шарика». И.А.Янычев мотивировал свое решение громоздкостью и чужеродностью получавшегося сооружения: держащие земной шар ладони (художники называли их между собой «варежки») смотрелись грубо, вызывая ненужную ассоциацию некоей «анаконды, заглатывающей Землю». Янычев предлагал их убрать вовсе… (А все-таки мое впечатление от этого сооружения было верным — даже автору оно не нравилось! — О.Г.)

 

Однако руководство с ним не согласилось, и Иван Алексеевич снял с себя авторство данного монумента, хотя и продолжил работу. Дело до конца довел руководитель группы художников парткома ЦНИИМАШа Александр Иванович Карасев (он же получил и свидетельство об авторстве).

А вот коллеги-художники Янычева его поддержали. Один из них, автор данного интервью Валерий Коробаев рассказал подробности: «Когда делалась маленькая вещичка, она была приятной на вид. Эти ладони, держащие планету (интересно, чьи ладони могут держать планету — уж не Всевышнего ли? — О.Г.), в пропорциях не терялись, вся композиция выглядела гармоничной. То есть как сувенир "шарик" смотрелся, "варежки" визуально не давили. А когда его выполнили в другом масштабе, то есть увеличили в десятки раз, они стали выглядеть громоздкими. И получалось, что, действительно, земной шар как бы заглатывается…

С другой стороны, вот еще какая идея закладывалась в памятник: одна рука — это Советский Союз, другая рука — США, и совместно они "выпускали" в полет свои КК (эта идея — увы! — вообще не "читается" — О.Г.). И кроме того, два великих народа сближались. То есть руки были необходимы конечно, но в этом масштабе они выглядели тяжеловато, даже чужеродно. Без рук было бы намного интереснее! Но тут наверняка не обошлось без идеологии…»

Но вернемся к «шарику». Вся его конструкция из нержавеющей стали варилась в 122 цехе ЦНИИМАШа. Медные накладки-материки изготовил чеканщик и макетчик Анатолий Иванов. Постамент так же был скучен и неинтересен — обычная кирпичная кладка, облицованная мраморной плиткой.

Открыли памятник в 1976 году. А через двадцать лет его демонтировали — медные материки стали окисляться, нержавейка коррозировать. Конструкцию отвезли все в тот же ЦНИИМАШ и разобрали. Там он и лежал до лучших времен — на дворе вовсю хозяйничали 1990-е годы...

 

Только несколько лет назад его нашли на задворках территории РКК «Энергия». А летом 2018 года на пересечении улиц Пионерской и Терешковой вновь появился новый-старый памятник совместному полету советского космического корабля «Союз-19» и американского «Аполлона».

 

Читала и редактировала статью Ольга ГЛАГОЛЕВА

28 апреля 2021 года