Дата публикации: Nov 10, 2015 8:13:51 AM
«Этот человек был награжден:
- орденом Святого Станислава III степени (1883);
- орденом Святой Анны III степени (1883);
- Кавалерским крестом ордена Льва Нидерландского (1884);
- бельгийским Кавалерским крестом ордена Леопольда (1886);
- орденом Святого Станислава II степени (1889);
- Офицерским знаком национального ордена Почетного Легиона (1890);
- орденом Святой Анны II степени (1895);
- орденом Святого Владимира IV степени (1896);
Датский король присвоил ему звание «поставщик Двора Его Величества» (1888). За плодотворную торговую деятельность в Средней Азии эмир бухарский наградил его орденом (1892). Исключительно много ему удалось сделать на общественном поприще, особенно в сфере профессионального образования…» [1].
Его имя было начертано на всех картах дачных поселков бывшей пустоши «Вила и Подлипки». Его фабрике, известной теперь под названием «Передовая текстильщица», этим летом исполнилось 140 лет. Он построил старейшее (1876) из ныне существующих королёвских учебных заведений: школа №22 в сегодняшнем микрорайоне «Текстильщик». Его больница и общежитие до сих пор выполняют свои предназначения…
Все вышеперечисленное относится к Владимиру Григорьевичу Сапожникову (1843-1916). 16 июля (29 июля по новому стилю) 2016 года мы будем отмечать (так хочется в это верить!) столетие его кончины. Кстати, на днях — 22 октября (4 ноября) — был день его рождения.
Этому достойнейшему и выдающемуся гражданину нашего Отечества, незаслуженно забытому нашему земляку, мы посвятим не одну статью, и начнем, пожалуй, с прижизненной публикации (что представляется особенно ценным), вошедшей в книгу «Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем», выпущенную в 1915 году (в настоящее время ее стоимость в букинистических магазинах достигает 175-ти тысяч рублей!).
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТКАЦКОГО ДЕЛА
Изготовление ярко окрашенных или пестротканых материй относится к глубокой древности. Несомненно, впервые такие ткани появились в Индии, и отсюда уже ткацкое искусство проникло сначала в Персию, а потом и в Византию. Узор из ценного материала, ярко окрашенного шелка, золота и серебра, либо вышивался по гладкой материи, либо ткался по вертикально натянутой основе.
В первые века нашей эры высшей степени совершенства ткачество достигло в Персии (в Ширазе); со времени же введения шелка, в VI столетии, Византия в производстве изящных тканей стала широко конкурировать с азиатскими произведениями и задавала тон всей Европе до XII столетия.
В эти времена почти вся торговля драгоценными тканями, узорчатыми и неузорчатыми, была в руках греков и венецианцев, производивших прекрасные бархатные ткани. Сарацинские ткачи на острове Сицилии долгое время не могли превзойти византийцев в ткацком искусстве, и их материи и одежды, производившиеся в сицилийских королевских мастерских, лишь тогда достигли высшего значения на всемирном рынке, когда в Сицилию было привезено большое число пленных греческих ткачей и когда магометанское искусство соединилось с христианским.
Вышитые и узорчатые шелковые ткани того времени сохранились в музеях Европы в виде частей императорских одежд, например, в соборе Святого Петра в Риме хранится императорская далматика из византийской тканой парчи X-XI века.
В эпоху Возрождения производство узорчатых тканей прочно обосновалось в Нидерландах и во Франции. При Франциске I (1494-1547) братья Гобелины основали свою знаменитую фабрику ковров, и было положено основание шелкоткацкому производству в Лионе.
В начале существования нашего государства парчи и узорчатотканые шелковые ткани привозились к нам отчасти из Византии, а больше из Азии, в чем нас убеждает то, что парча в то время называлась «зарбаф» или «изарбаф» от персидского «зер» — золото и «бафт» — ткань.
Введение производства парчи и бархата в России принадлежит второй половине XVI века. Царь Феодор Иоаннович (1584 – 1598), желая завести в Москве шелковую фабрику, выписал из Италии Марко Чипони и для бархатной фабрики отвел ему дом близ Успенского собора. При царе Борисе Годунове (1598 – 1605) иностранцы уже удивлялись шелковым тканям, выработанным москвичами.
Развитие шелкового и парчового производства в значительных размерах относится к царствованию Петра Великого (1682 – 1721), при котором Апраксин, Шафиров и Толстой завели фабрику шелковой парчи в Петрограде, а Корчагин основал две позументные фабрики в Москве и Петрограде. В 1714 году истопник Милютин на свои деньги устроил шелковую фабрику в Москве, а ямщик Суханов «со товарищи» — в Казани. Завели такие же фабрики братья Евреиновы на Посольском дворе, К. Колосов у Сухаревской башни, дворяне российские Лазарь и Петр Лазаревы — близ Златоустова монастыря, а впоследствии в селе Фрянове Богородского уезда.
Что же касается производства металлических нитей, то есть плащильного, волоченого и пряденого золота и серебра, употреблявшихся в большом количестве для вышивания различных церковных предметов и одежды, то оно в России началось, вероятно, раньше ткачества и стояло на должной высоте.
Около 1750 года, при Елизавете Петровне (1742 – 1762), фабриканты «канительного» дела объявили, что могут удовольствовать Россию без привоза иностранных произведений. Шелк-сырец привозился к нам сначала только из Азии — Китая, Персии и Кавказа.
Парчовое и шелковое производства, пользовавшиеся особенным покровительством царственных особ, в течение всего XVIII века развивались и совершенствовались самобытно. Сенат обязан был зорко следить за состоянием шелковых фабрик, а Мануфактур-коллегия — заботиться о привозе для русских фабрик из Китая шелка-сырца.
К концу столетия в Москве и в подмосковных селах основалось несколько десятков небольших фабрик парчи, бархата и легких шелковых материй. В начале прошлого столетия [в XIX веке] в России было уже 200 шелковых фабрик, из которых 175 приходилось на долю Москвы и Московской губернии.
В 1822 году Министерство финансов прислало в Москву машину Жакарда, которая немедленно была применена к работе шелковых тканей на фабрике купцов Рогожиных и вскоре получила большое распространение. Вследствие этого шелкоткацкое производство сделало огромные успехи, но, к сожалению, многие из наших фабрикантов ограничились копированием французских образцов. Запад не мог дать нам образцов парчи, вследствие чего это производство осталось самобытным, оригинальным, и нигде оно не достигло такого высокого совершенства, как в России.
Шелкоткацкое и парчовое производства свили себе прочное гнездо в Москве и Московской губернии; небольшие шелковые и парчовые фабрики в значительном количестве расположились по Стромынскому шоссе от Москвы до Киржача (Владимирской губернии). Тут нашли себе место и большие старые фабрики Залогина (перешедшие от Лазаревых), Кондрашова, Евдокимова, Куприяновых, Соловьева.
До 60-х годов прошедшего столетия [XIX века] шелкоткацкое и парчовое производства находились в русских руках. В 70-х годах в России появляются иностранные фабриканты и мастера, устраивают шелкоткацкие заведения нового типа, обставляя их более совершенным образом. Вследствие этого полукустарные шелковые фабрики начинают быстро падать.
Что же касается парчового производства, неразрывно связанного с шелкоткацким, то оно при этом мало пострадало. В то же время в целях внутреннего употребления парчовое дело слабо увеличивается, но зато заметным образом расширяется выработка парчи азиатского характера. Всех фабрик, занимающихся выработкой парчи, в России не более пятнадцати-шестнадцати, и все они, за исключением фабрики Сапожниковых и также фабрик Г. Заглодина, К. Заглодина, Товарищества Заглодиных и А. Колонина, имеют не более 25-30 ткацких станов.
ФАБРИКА САПОЖНИКОВЫХ
Как по размерам, так равно и по совершенству парчовых и изящных шелковых тканей в России первое место принадлежит фабрикам Товарищества А. и В. Сапожниковых.
Основателем этой фирмы был Григорий Григорьевич Сапожников, в 30-х годах прошедшего столетия [в XIX веке] имевший торговлю шелковыми товарами в Китай-городе, в Средних рядах. В 1837 году Григорий Григорьевич впервые завел ручную ткацкую фабрику в Москве, у Красных ворот, и тем положил основание большому парчовому и шелкоткацкому производству.
Род Сапожниковых происходит от посадского жителя города Углича Ярославской губернии Тита Сапожника, имя которого упоминается среди свидетелей убиения царевича Димитрия [в 1591 году], перечисленных в челобитной от посадских людей царю Феодору Иоанновичу. [А само прозвище — сапожник — прямо указывает на род его занятий. — О.В.].
Один из потомков Тита, Григорий Иванович, приходящийся дедом основателю фирмы, по достоверным сведениям, в 1783 году переселился из Углича в Москву.
Основанное Г.Г. Сапожниковым фабричное дело сразу заняло видное место среди многочисленных конкурентов. Л.В. Тенгоборский в своей книге «О производительных силах России» пишет, что «фабрики Кондрашова, Сапожникова, Крюкова представили на выставку 1843 года узорчатые атласы для мебели, ничем не уступавшие французским материям, как совершенством ткани, так и красотою цветов».
Далее тот же Тенгоборский, имея уже в виду и выставку 1849 года, пишет следующее: «Относительно парчей и материй, затканных серебром и золотом, первое место на последних выставках занимали фабрики Сапожникова, Полякова и Колокольникова. В особенности обращали на себя внимание материи, затканные серебром и золотом, фабрики Сапожникова, ценою от 4 рублей до 4 рублей 50 копеек аршин. Материи эти нисколько не уступали лионским тканям этого рода. Эта фабрика снабжает также лучшею шелковою парчицею».
После смерти Григория Григорьевича ведение промышленных дел перешло к его жене Вере Владимировне, урожденной Алексеевой, которая в 1870 году передала дело своим сыновьям Александру и Владимиру Григорьевичам. Братья в том же году основали Торговый дом под названием «А. и В. Сапожниковы».
    Реклама фабрики
братьев Сапожниковых, 1902 г.
Работая еще при матери, братья неустанно развивали и совершенствовали унаследованное предприятие; особенно заметное расширение фирмы братьев Сапожниковых началось с 1875 года, когда они основали новую фабрику при сельце Куракине (Московской губернии и уезда).
Генеральный план фабрики Мануфактур Советника В.Г. Сапожникова Московской губернии и уезда, 4-го стана при селе Максимкове
Главное здание бывшей фабрики Сапожниковых,
фотография О. Глаголевой, 2015 г.
Год основания фабрики на фасаде исторического здания, фотография О. Глаголевой, 2015 г.
В 1877 году умирает Александр Григорьевич, и во главе дела остается Владимир Григорьевич.
С 1852 года фирма Сапожниковых неизменно исполняет заказы Придворного Ведомства на облачения для духовенства ко дням священных коронований императоров и на ткани для отделки дворцов.
Церковное облачение (фелонь), фабрика Сапожниковых, Москва, вторая половина-конец XIX века
Кроме того, согласно Высочайше установленному образцу, Московская фабрика исполняет заказы военного ведомства на знамена и штандарты высоко-художественной работы. Неоднократно высшая духовная власть и частные лица предоставляли фирме сооружение соборных ризниц в случаях прославления святых угодников и празднования исторических юбилеев.
Затем постоянными покупателями парчи являются бухарцы, употребляющие ее на одежды (халаты), Тибетский Далай-лама, заказывающий ткани с оригинальными рисунками буддийского культа; много парчи берут монголы и, наконец, представители модных мастерских Парижа и Лондона выписывают себе легкие дамские ткани.
В деле выработки мебельных тканей из шелка и бумаги фирма достигла большой известности как качеством работы, так и художественностью стильных рисунков различных эпох.
В особенную заслугу фирме Сапожниковых должно быть отнесено то, что со дня своего основания и по настоящее время [1915 год] она остается чисто русскою (выделено мной. — О.Г.); на ее фабриках иностранный рисунок не играл никогда доминирующей роли. Наконец, в целях разработки русско-славянского стиля фирма ежегодно ассигнует особые суммы на премии конкурсных работ, представляемых на специальные выставки при Строгановском училище. При этом нужно заметить, что фирма, сама располагая художественными и техническими силами, зорко следит за всеми новостями, какие только появляются на Западе.
Благодаря такой постановке дела, великолепные произведения фабрик братьев Сапожниковых были всегда образцами для других фабрикантов, в особенности ткани парчовые. Оригинальность и художественность рисунка вместе с богатством и тщательностью исполнения самой ткани на всех выставках выдвигали работы Сапожниковской фабрики на первый план, даже сравнительно с фабриками Лиона и лучшими фабриками Италии.
Образец парчовой ткани и клеймо фабрики Сапожниковых, ХIХ век
Образец парчовой ткани фабрики Сапожниковых, ХIХ век
Образец мебельной ткани фабрики Сапожниковых, конец XIX века
На Московской фабрике Товарищества, вырабатывающей парчу и художественные шелковые ткани, имеется более трехсот ручных станов.
Что же касается Куракинской фабрики, то здесь постепенно вводились все усовершенствования текстильного производства вплоть до применения механических ткацких станков к выработке многоцветных тканей. На этой фабрике работает 60 ручных станов и 250 механических ткацких станков. При этом нужно сказать, что значительную часть Куракинской фабрики составляют приготовительные отделения — шелкокрутильное, шелкомотальное и красильное с аппретурным.
Историческое здание Сапожниковской фабрики
(главный корпус), фотография Е.В. Гущиной, 2015 г.
Возникновение второго из них относится к 1888 году, когда Владимир Григорьевич Сапожников первым из русских фабрикантов (выделено мной. — О.Г.) вместе с Земствами и Московским комитетом шелководства пришел на помощь южно-русскому шелководству в деле организации сбыта его произведений. Сначала на фабрике Сапожниковых было поставлено четыре размоточных стана кустарной системы, которые через четыре года были заменены совершенными французскими машинами. В настоящее время [ХХ век] это отделение оборудовано 44-мя размоточными тазами новой итальянской системы и имеется 6500 крутильных веретен. Для окраски шелка и бумаги в красильне поставлено полсотни красильных барок.
Все отделения Куракинской фабрики работают с двигательной силой от паровых машин мощностью 145 лошадиных сил и силой воды в 50 лошадиных сил, развиваемых турбиной.
Общее число рабочих на обеих фабриках достигает 1200 человек. Работают преимущественно женщины, получающие на Куракинской фабрике прекрасные помещения и пользующиеся бесплатно больницей. Для детей рабочих имеется школа. Всех служащих в фирме — 90 человек.
Историческое здание общежития, построенное
В.Г. Сапожниковым, фотография О. Глаголевой, 2015 г.
Историческое больничное здание,
построенное В.Г. Сапожниковым, 2015 г.
Начиная с 40-х годов, фирма Сапожниковых принимала участие во многих отечественных и интернациональных выставках, и всегда ее произведения удостаивались высших наград. Так, на Русских выставках 1849, 1861, 1891 годов ей были присуждены большие золотые медали, а на Всероссийских выставках 1870 и 1896 годов — право изображения на своих изделиях Государственного герба. За участие в одиннадцати международных выставках фирма получила шесть раз Grand Prix или диплом 1-й степени и пять золотых или почетных медалей.
Своим столь выдающимся успехом фирма обязана неутомимому труду и энергии Владимира Григорьевича Сапожникова, который всегда стремился к тому, чтобы поднять художественную сторону в ткацком деле русскими силами и в чисто русском духе. Владимир Григорьевич не был фабрикантом-промышленником, замкнувшимся только в своем производстве. Немало сил своих отдавал он и общественному служению, принимая тесное участие в таких учреждениях, как Московская Городская Дума, Купеческое и Биржевое Общества, Совет Торговли и Мануфактур. Он состоит членом попечительных советов нескольких учебных заведений: Практической Академии (более пятидесяти лет), Строгановского училища, Александровского коммерческого и прядильно-ткацкого училищ.
За полезные труды по развитию и совершенствованию шелкопрядильного и ткацкого дела, за неустанную общественную деятельность (с 1863 года) В.Г. Сапожникову в 1900 году было пожаловано потомственное дворянство, а в 1910 год дан чин действительного статского советника.
Описание герба Сапожниковых: В лазуревом щите пять золотых шелковичных бабочек. Глава щита золотая, дамасцированная. Щит увенчан Дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: три страусовых пера, из которых среднее золотое обременено серебряным шелковичным червем на зеленом листе, а крайние – лазуревые. Намет: лазуревый с золотом.
В течение своей многолетней фабрично-промышленной деятельности Владимир Григорьевич Сапожников имел несколько выдающихся сотрудников, которым фирма во многом обязана своим процветанием. Сергей Васильевич Дудин (1851-1884) и Иван Семенович Кукин (1891-1906) были выдающимися администраторами по управлению фабричными делами, а Николай Семенович Кукин — по ведению торгово-промышленных дел. Шелкомотальное и шелкокрутильное производства своим развитием на фабриках Сапожниковых обязаны энергии и настояниям Николая Семеновича Кукина, сын которого — Николай Николаевич Кукин — в настоящее время также принимает деятельное участие во всех делах Товарищества.
Дом управляющего, фотография О. Глаголевой, 2015 г.
Что же касается постановки технической стороны производства, то очень много выдающегося в нее внес Сергей Константинович Липинский. Получив основательную подготовку в Лионской ткацкой школе, Липинский с 1884 по 1905 годы становится руководителем Московской фабрики Товарищества. Его личное знакомство с Вердолем — изобретателем новейшего типа машин для выработки сложноузорчатых тканей, имело своим последствием то, что изобретение Вердоля, сделанное им в 1889 году, через три года уже имело широкое применение на фабрике Сапожниковых.
После С.К.Липинского руководство технической стороной дела перешло к его ученику Григорию Дмитриевичу Капустину.
Чертеж строений Куракинской фабрики,
музей фабрики «Передовая текстильщица»
С 1907 года Московской фабрикой управляет Николай Алексеевич Умнов, а Куракинской — Николай Иванович Ивашев. Ученики прядильно-ткацкого училища на Куракинской фабрике находят применение своим силам.
В целях упрочения и дальнейшего развития своего дела В.Г. Сапожников в 1911 году решил преобразовать свою фирму в паевое «Торгово-промышленное Товарищество А. и В. Сапожниковых». 25 февраля 1912 года был Высочайше утвержден устав Товарищества, которое 11 августа того же года и начало свои действия. Паевой капитал Товарищества состоит из 2,5 миллиона рублей.
В состав Правления вошли: председатель Владимир Григорьевич Сапожников, директора — В.В. Якунчиков, Г.В. Сапожников и Н.Н. Кукин, кандидатом директора Е.В. Сапожникова.
Чедомир Милетевич ИОКСИМОВИЧ,
историк русского предпринимательства,
ткацкой и шерстяной фабрично-мануфактурной промышленности,
редактор-издатель журнала «Вестник мануфактурной промышленности»
[1] «Подмосковный летописец», № 1(43), 2015, страница 34.