МОЯ РОДНАЯ ШКОЛА

Дата публикации: Jun 11, 2015 11:6:2 AM

    На содержание «Убежища» отличавшийся своей склонностью к благотворительности Петр Иванович пожертвовал Московскому попечительному о бедных комитету Императорского человеколюбивого общества село Болшево с деревнями, господский дом, оцененный в 151562 рубля серебром, мельницу, лес и 1180 крепостных крестьян [1], [2].

    А началось все с князя Петра Ивановича Одоевского (1740–1826). Когда в 1775 году был принят законодательный Акт «Об организации при вновь создаваемых в России приказах общественного призрения народных школ, больниц, богаделен, приютов и дворянской опеки за ними», годом позже он основал в Болшево приют для старых немощных крестьян (богадельню) – «Убежище бедным» (подчеркнем особо правильное название, в соответствии с нормами конца XVIII века: «бедным», но не «бедных» – как пишется сегодня во многих статьях!).

    

    Предтеча будущей школы

Здание богадельни, фотография 1980-х годов 

из фондов Королёвского исторического музея (публикуется впервые)

Бывшее здание богадельни сегодня…

Центральная часть бывшей богадельни сегодня…

    После смерти Одоевского, и опять же на его средства, Попечительным комитетом при «Убежище бедным» было открыто училище (школа) для крестьянских детей с трехлетним курсом обучения (1863 год) «с целью доставить детям местного населения бесплатное обучение чтению, письму, священной истории и первым правилам арифметики». Долгое время это училище было единственным в окрестности рассадником грамотности [2].

Историческое здание трехлетнего училища

    Училище, в котором были всего две классные комнаты, располагалось в одноэтажном здании, принадлежащем Попечительному комитету (сейчас это перестроенное двухэтажное здание библиотеки имени С.Н.Дурылина):

    Интересно, что попечителем училища был коммерции советник Сергей Владимирович Алексеев (отец Константина Станиславского), имение которого находилось неподалеку – в Любимовке, где, кстати, бывал и Антон Павлович Чехов.

    На старой довоенной фотографии из архива автора статьи видна обширная площадь перед богадельней и училищем:

    Посещали училище дети из сел Болшево, Костино, деревень Бурково, Власово, а также дети рабочих фабрик Лапина и Рабенека.

    Законопоучителем (преподавателем Закона Божиего) был дьяк Иван Алексеев Никольский, учителем – Александр Иванов Корнеев. Первой учительницей была Нуркина Наталья Кирилловна. После революции школа так и осталась начальной, трехлеткой.

    Иногда ошибочно первой учительницей называют Филютинскую Елизавету Ивановну. Это неверно – она была первой учительницей в Куракинской школе Сапожниковых, а вот ее сестра Любовь Ивановна (1856–1886) действительно преподавала в Болшево, о чем свидетельствует надпись на ее могильном памятнике у придела Болшевской церкви Косьмы и Дамиана:

     По словам краеведа Петра Николаевича Шкляева, памятник Л.И.Филютинской в церковную ограду перенесли (довольно редкий случай)  благодарные крестьяне, когда старое болшевское кладбище ликвидировали.

В первые годы советской власти

    После Октябрьской революции усадьба Владимира Григорьевича Сапожникова – крупного промышленника, которому принадлежала среди прочих и фабрика в Старом Куракине, была национализирована как и множество других дач в Болшево.

    А 5 октября 1922 года в помещениях Сапожниковской усадьбы на высоком берегу Клязьмы была открыта средняя железнодорожная школа.

Основное здание средней железнодорожной школы

в центральном здании усадьбы Сапожникова (дача №1)

(фотография из архива В.В.Бородича).

Малое здание школы в усадьбе Сапожникова (дача №2).

В 50 – 60 годы ХХ века в нем занимались младшие классы и были мастерские

(фотография из архива В.В.Бородича).

    Надо отметить, что в этих зданиях летом 1919 года размещалась школьная летняя колония под руководством Александра Даниловича Алфёрова и его супруги Александры Самсоновны, которые 28 августа 1919 года были арестованы сотрудниками ЧК.  Их обвинили  в контрреволюционном заговоре и в ночь с 14 на 15 сентября 1919 года расстреляли…

А.С. и А.Д. Алфёровы

    По воспоминаниям старожилов, на высоком берегу Клязьмы, над обрывом (справа от основного усадебного здания), нависала необычайно красивая беседка. Она частично видна на уникальном фото 1922-23 годов (увы, теперь это замечательное место до неузнаваемости изуродовано 9-этажными домами, появившимися здесь в конце 60-х годов прошлого века):

9-й класс у знаменитой беседки, 1922-23-й учебный год

(фотография из архива В.В.Бородича).

    На этой фотографии в первом ряду третий справа – печально известный И.Бардышев, который приложил немало усилий к развалу замечательного коллектива школы, созданного первым директором Александром Людвиговичем Савичем

Педагогический коллектив школы.

Сидят в центре А.Л.Савич, слева - его супруга А.Н.Савич,

весна 1925 года (из фондов ОР РГБ).

    Этот «общественный деятель» «отличился» еще раз: в 1929 году он был одним из активных участников разгрома и закрытия Болшевского храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана.

Вид на Клязьму с месторасположения беседки

    Школьные здания в усадьбе Сапожникова (дача №1 и дача №2) – основное большое и второе значительно меньшее по размеру – были обеспечены электричеством от недавно запущенной электростанции на территории фабрики Рабенека.

    В особом здании была оборудованы кухня и столовая, где готовились завтраки для учащихся и обедали учителя.

    Было еще одно школьное здание (так называемая дача №3, располагавшаяся между дачами №1 и №2, сломана примерно в 1966-67 годах), где жили учителя, и имели возможность переночевать педагоги, которые приезжали из Москвы.

    За парты тогда сели 237 учащихся – 117 мальчиков и 120 девочек.

    В 1928 году деревенскую начальную (Одоевского) и железнодорожную школы объединили, и до 1947 года в Болшево была одна железнодорожная школа – №7.

Одно из зданий школы № 7 (бывшая богадельня Одоевского),

(фотография из архива В.В.Бородича, публикуется впервые).

Послевоенный период

    Очень большие трудности испытывала школа во время Великой Отечественной войны: не было дров и соответственно холодно, но обучение не прерывалось. Отмечу особо, что учащимися школы был собран металлолом, которого хватило на производство самолета, за что школе была вручена грамота от имени Правительства СССР.

    Чуть позднее в малом здании школы (дача №2) был организован детский дом с интернатом, в котором воспитывалось до ста детей. В 1948 году интернат с воспитанниками был перевезен на юг страны. Кстати, здание, о котором идет речь, еще до середины 60-х годов прошлого века использовалось как учебное – там были начальные классы, в которых учился и я.

    Итак, до 1948 года Болшевская железнодорожная школа №7 занимала четыре здания: два находились рядом с церковью Космы и Дамиана (начальные классы) и два – на берегу Клязьмы в усадьбе Сапожникова. В связи с таким разбросом и, естественно, большим неудобством и для учеников, и для учителей, в 1948 году ее разделили на школу №7 (среднюю) и №9 (начальную).

    Через два года (утром 27 декабря 1950 года) главное здание Болшевской школы №7 сгорело. Несмотря на это ЧП,  во многом благодаря усилиям завуча Тихомировой Антонины Ивановны, школа продолжила свою работу – обучение было организовано во втором малом здании (дача №2). Конечно же, было трудновато: учились в три смены, иногда по два класса в одном помещении, не хватало наглядных пособий (сгорели)… Но справились, выстояли!

    Только через семь долгих лет (1957 г.) на месте сгоревшей школы было построено новое здание на четыреста мест. Школа была передана в ведение РОНО и получила название «Болшевская средняя школа №1».

Здание БСШ № 1, построенное на месте сгоревшего в 1957 году,

(фотография из архива В.В.Бородича).

    В 1966 году в школе уже около тысячи учеников, которые вынуждены заниматься в две смены. Надо было думать о расширении, о строительстве нового здания. И через десять лет (1976 г.) оно, наконец, было построено.

    В настоящее время в этом «новом» здании странным образом уживаются два учебных заведения: Болшевская средняя школа №1 и «Российская школа».

    А в «старом» здании до недавнего времени находился «Отдел краеведческой литературы филиала библиотеки имени Крупской», который сейчас переехал в Пушкино. Что будет в освободившемся здании, мне не известно.

Школьные учителя

    Ну и напоследок перечислю хотя бы малую часть педагогов, которые создавали славу этой замечательной школе, в которой мне довелось учиться:

    - Васильева Ксения Иосифовна,

    - Вирская Ирина Федоровна,

    - Воронцова-Вельяминова Наталия Ивановна,

    - Гусева Надежда Петровна,

    - Елизарова Раиса Павловна,

    - Литвинова Евдокия Александровна,

    - Малова Анна Георгиевна,

    - Михайлова Екатерина Петровна,

    - Нуркина Наталья Кирилловна,

    - Осипов Иустин Иосифович,

    - Помелов Сергей Алексеевич,

    - Попкова Галина Ивановна,

    - Попова Мария Ивановна,

    - Руфимская Милинтина Александровна,

    - Рязанова Екатерина Николаевна,

    - Савич Александр Людвигович,

    - Савич Александра Николаевна,

    - Смирнова Галина Васильевна,

    - Степанов Александр Еремеевич,

    - Танашевич Нина Васильевна,

    - Хмелев Алексей Николаевич,

    - Чернина Жанна Аркадьевна,

    - Чернышев Иван Спиридонович,

    - Шустова Мария Васильевна

    - и многие,  многие другие.

Учителя школы, фотография конца 60-х - начала 70-х гг. (из архива В.В.Бородича)

    Спасибо вам за все!

Владислав БОРОДИЧ,

бывший ученик БСШ № 1

[1] В. и Г.Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII веках. Радонежская дес. стр 133.

[2] Подмосковный летописец, № 2, 2011, стр. 33-34.