САПОЖНИКОВЫ-6: СТОЯЛА ЧАСОВНЯ НА КЛЯЗЬМЕ

Дата публикации: Mar 22, 2016 8:33:50 AM

    Официальные сведения о военных месяцах на Ярославском тракте весьма скупы. В сочинении генерал-майора М.Богдановича «История Отечественной войны 1812 года, по достоверным источникам» (составленной по Высочайшему повелению, СПб, том 2, 1859 год) сообщается, что «влево от Клина действовали казачьи отряды на Дмитровской и Ярославской дорогах; последнюю охранял войсковой старшина Победнов с казачьим Денисова 7-го полком».

    Памятник защитникам Отечества в 1812 году существовал и на нашей Пушкинской земле. Это была часовня в деревне Тарасовке, воздвигнутая на берегу Клязьмы в год 100-летия победы. К сожалению, век ее оказался недолог: после революции, лишенная внимания, часовня приходила в упадок, а в начале 1930-х годов была окончательно развалена тарасовским колхозом, как говорили, на кирпич для хозяйственных нужд. Да только кирпича-то получили всего ничего: связывавший раствор был крепок, так в конце концов и свезли глыбы куда-то в низину.

    По воспоминаниям старожила Тарасовки Екатерины Васильевны Нечай, на одной из памятных плит снаружи часовни содержался примерно такой текст: «В 1812 году отряд французов пытался перейти реку, но казаки, находившиеся по ту сторону Клязьмы, не допустили неприятеля. В честь сего события сооружена сия часовня».

Художник В.В.Мазуровский. Кто кого? 1912 год

     Вероятно, крупных, кровопролитных столкновений здесь не было. Но исправная служба казаков заслужила добрую память потомков. И памятник-часовню.

Прошение

    10 августа 1912 года было направлено «Митрополиту Московскому и Коломенскому и Свято-Троицкой Сергиевой лавры Священно-Архимандриту крестьян деревни Тарасовки Московского уезда, Мытищинской волости, прихода села Пушкино и потомственного дворянина Григория Владимировича Сапожникова ПРОШЕНИЕ.

    Движимые патриотическим чувством, прибегая к стопам Вашего Высокопреосвященства о покорной просьбе разрешить нам соорудить часовню в память событий 1812 года, при сем прилагаем план проектируемой часовни и план местности.

    В проектируемой часовне для общества желательно слушать Всенощные бдения при принесении святынь с согласия местного причта».

    Городской голова города Ростова [Великого] Маракуев М.И. пишет в воспоминаниях: «Деревня Тарасовка, отстоящая от Москвы 22 версты по нашему тракту, в коей протекает река Клязьма, во всю бытность неприятеля в Москве служила неприятельскому передовому посту квартирою, а река границею с нашими казаками под командою сотника Победнова, которого квартира была в Пушкине».

    Отсюда видно, что на долю Тарасовки в то время выпало тяжелое испытание — приютить врага, который немилосердно грабил население, завладевал жилищами, творил всякие ужасы. Чего же добивался нечестивый враг? Он не раз пытался перейти Клязьму, чтобы идти грабить великую святыню земли Русской — обитель Преподобного Сергия.

    «(Молимся) о разрешении построить каменную часовню в деревне Тарасовке и поместить в ней иконы: Живоначальной Троицы, Святителя Николая и Преподобного Сергия, дабы навеки осталась память в нашем потомстве о доблестных предках, и всякий прохожий мог молитвенно помянуть воинов, положивших жизнь свою за Веру, Царя и Отечество.

    Григорий Сапожников» (личная подпись) и подписи крестьян.

    Под прилагавшимися чертежами стояла подпись: «Архитектор С.Ерофеев. 6 августа 1912 года».

    Прошению был дан законный ход. Оно поступило в Московскую Духовную Консисторию, которая 3 сентября 1912 года за № 11882 отправила запрос:

    «В Строительное Отделение при Губернском Правлении.

    Препровождая при сем на шести листах проект на постройку новой каменной часовни в деревне Тарасовке Московского уезда, Консистория покорнейше     просит уведомить, можно ли по означенному проекту разрешить испрашиваемую постройку часовни. Часовня будет строиться в память событий 1812 года», три подписи.

    В Строительном Отделении над этим текстом был поставлен собственный штамп и за двумя подписями наложена от руки резолюция: «В техническом отношении препятствий к утверждению проекта не имеется. 6 сентября 1912 года».

    Официальный ответ был таков: «В Московскую Духовную Консисторию. Строительное Отделение препровождает при сем копию с утвержденного по протоколу от 13 сентября сего года за № 509 проекта на постройку новой каменной часовни в деревне Тарасовке Московского уезда», две подписи.

    «Протокол Совещательного Присутствия. Рассмотрев препровожденный Московской Духовной Консисторией при отношении от 3 сентября 1912 года за № 11882 проект на постройку новой каменной часовни в деревне Тарасовке Московского уезда, Строительное Отделение нашло этот проект составленным правильно, и постройка часовни, согласно оного, в техническом отношении может быть допущена с тем только, чтобы работы производились с соблюдением надлежащих правил и под надзором техника, получившего на то законное право.

    Ввиду сего, Строительное Отделение полагает: означенный проект утвердить и копию с него, по надлежащем засвидетельствовании, возвратить в Московскую Духовную Консисторию. Исполнено 25 сентября 1912 года № 2797». Подписи губернских инженера и архитектора и еще три подписи.

    Таким образом, со дня подачи прошения до завершения всех формальностей прошло полтора месяца. Г.В.Сапожников, вероятно, предвидел медленное движение бумаг и потому в день подачи Прошения заручился согласием Преосвященного Анастасия на начало работ до получения официального разрешения. Понятно его стремление: построить часовню в юбилейном году до наступления холодов, серьезно затруднивших бы строительные работы.

Неожиданные проблемы

    Но церковных деятелей заботила не только техническая, но и духовная сторона дела, поэтому, направляя проект часовни в Строительное Отделение, Консистория одновременно обратилась к причту Пушкинской церкви с намерением выяснить его отношение к новостройке.

    Правда, этот документ не найден, но на него имеется отзыв:

    «Отзыв.

    На требование Московской Духовной Консистории от 3 сентября 1912 г. за №  11883 дать отзыв причту села Пушкина Моск. уезда о постройке часовни в деревне Тарасовке сообщаем:

     1. Часовня почти сложена (1 октября 1912 г. предпол. освящение).

     2. Благословение на устройство часовни в память 100-летия Отечественной войны получено от Преосвященного Анастасия, по словам Г.Сапожникова.

     3. Хлопотами не столько крестьян деревни Тарасовки, сколько Григория Владимировича Сапожникова.

     4. Закладка часовни была произведена — по уверению г-на Григория Владимировича Сапожникова — с дозволения его Преосвященства Анастасия, Епископа Серпуховского.

     5. Чтобы не было часовни 3 1/2 х 3 1/2 ар. кирпич. в дер. Тарасовке причт села Пушкина препятствий не имеет.

     6. Дозволения от строительной комиссии при городской думе — нет.

     7. Письменных доказательств на право закладки и основания часовни в д.Тарасовке от Преосвященного Анастасия — нет.

    Из Московской Консистории — нет.

    8. Очень приятно, что крестьяне дер.Тарасовки и Г.Сапожников любят Царя и Отечество, но место, избранное для постройки часовни, неважное: около чайной лавки — на резерве шоссейной дороги, — летом пыль и грязь. Может быть, в будущем эти дефекты устранятся усердием Г.Сапожникова и крестьян дер.Тарасовки». Дата не проставлена.

    На обороте листа имеются подписи двух церковнослужителей: «Николаевской села Пушкина церкви Моск. у. настоятель священ. В.Соловьев» и «Шул...» Другой рукой дописано: «Священ. Владимир ...ственский и псаломщики, не объясняя причин, к данному отзыву не желают подписываться».

    Консистория не оставила без внимания факт не подписания документа, и 17 декабря 1912 года на этот счет поступил запрос. На обороте листа 10 января 1913 года сделана запись: «Принимая во внимание, что Строительное Отделение проект устройства новой часовни в дер.Тарасовке утвердило, со стороны приходского причта никаких препятствий к постройке часовни не усмотрено, заведений с продажею крепких напитков на расстоянии от часовни на избранном законом, равно как и никаких других препятствий, нет, признать дальнейшее существование часовни беспрепятственным и писать оную в Клировых ведомостях приходской церкви; но самое устройство часовни ранее разрешения Епархиального начальства признать делом незаконным».

    Далее следует объяснение причта церкви села Пушкино на предписание от 1 декабря 1912 года, № 299 причин не подписания отзыва:

    «1. Содержание бумаги было не известно, предварительного суждения по этому вопросу между членами причта не было. Отзыв был принесен во время Всенощного бдения,.. знакомиться с содержанием и обсуждать его не было время и не место... Рассыльный ожидал на клиросе.

    2. ...Члены причта на совещание приглашены не были. О постройке, в память чего построена, на чьи средства — узнали лишь из заметки в газете... Вместе разделяем радость крестьян дер.Тарасовки по поводу исполнения их заветной мечты — иметь у себя в деревне часовню в память 1812 года.

     Николаевской села Пушкино Московского уезда священник Владимир ...ственский. Псаломщик Николай ...рин. Псаломщик Сергей Успенский».

Результат

    Имеется письменное свидетельство Г.В.Сапожникова о завершении строительства часовни в Тарасовке:

    «Его Высокопреподобию Отцу Благочинному 6 округа Моск. уезда Протоиерею села Останкина Сергею Иоанновичу Леонардову [от] Потомственного Дворянина Ктитора Придворного Верхоспасского собора, члена братства Святителей Московских, прихожанина села Болшево Григория Сапожникова Отзыв.    

Согласно Словарю церковных терминов, ктитор (греч. строю, приобретаю) — человек, построивший или украсивший храм (выделивший на это средства). Так как Григорий Владимирович называет себя «Ктитором Придворного Верхоспасского собора», можно с уверенностью сказать, что еще при жизни «шелкового короля» Российской империи Владимира Григорьевича Сапожникова его сын Григорий, очень верующий и патриотично настроенный человек, жертвовал деньги на содержание этого чудесного храма.

 

Верхоспасский собор в Кремле  (начало XVII века) — домовая церковь русских царей

    10 августа сего 1912 года нами было подано Прошение Его Высокопреосвященству Владыке Митрополиту о дозволении построения часовни в деревне Тарасовке прихода села Пушкина. В тот же день я беседовал по сему предмету с Преосвященным Анастасием и получил от его Преосвященства разрешение и Архипасторское Благословение на начатие работ по сооружению часовни.

    26 августа (в 100-летие Бородинской битвы — В.Д.) состоялась торжественная закладка оной, на месте, избранном крестьянами деревни Тарасовки. По общему согласию, выбрали возвышенность, среди деревни, вблизи от дороги, ведущей в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, дабы каждый прохожий мог молитвенно помянуть воинов, павших в 1812 году, помолиться и поставить свечу перед иконами угодников Божиих — Святителем Николаем и Преподобным Сергием.

    Ныне воздвигнутая часовня сияет своим Крестом, разгоняющим мрак и невежество, пьянство и разгул, а крестьяне, вместо кабака, несут свою лепту на дело Божие.

    Вашего Высокопреподобия покорный слуга Григорий Сапожников.

    Москва. 11 октября 1912 года», личная подпись.

    Некоторые сведения о личности Г.В.Сапожникова были получены моей дочерью Ольгой в мае 1994 года по телефону от Степана Степановича Балашова, когда ему было свыше восьмидесяти лет. Балашов племянник К.С.Станиславского, младший сын его младшей сестры, урожденной Алексеевой. А так как Алексеевы и Сапожниковы состояли в близком родстве, то Балашов собрал сведения о каждом из родственников…

    (Этот теперь уже общеизвестный, опубликованный в книге С.С.Балашова «Алексеевы» рассказ был приведен в статье «Семейные трагедии» — http://skr.korolev-culture.ru/imena/arhiv_imena/sapoznikovy-5semejnyetragedii , поэтому здесь мы его опустим — О.Г.).

    Сапожниковы владели текстильной фабрикой в Болшеве, где все они в разные годы трудились в меру сил и возможностей.

    Набожность Григория Владимировича, его солидные капиталы, а также значимость юбилея 100-летия изгнания французов подвигнули его на строительство часовни-памятника в Тарасовке.

Спустя восемьдесят лет…

    Ныне все безосновательно разрушенное вызывает острое сожаление. И потому многие наши краеведы занялись поиском изображения Тарасовской часовни и материалов, связанных со строительством.

Такой представлял часовню архитектор Ерофеев

    Были опрошены старожилы нет ли фотографий, сделаны запросы в музеи не хранятся ли рисунки. Все тщетно. Но мне лично повезло обнаружить в Центральном государственном историческом архиве города Москвы (ЦГИАМе) чертежи часовни вместе с деловыми бумагами и весной 1989 года получить их копии.

    Дальнейший поиск в том же архиве вел в 1993 году королёвский краевед Сергей Иванович Мельников, который обнаружил ряд уточняющих материалов. Так была воссоздана история одного из утраченных памятников истории и культуры Пушкинской земли.

    В качестве существенного дополнения к этой краеведческой находке архитектор Сергей Мержанов (краевед из города Королёва) получил в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В.Щусева биографические сведения о своем давно почившем в Бозе собрате по труду архитекторе Ерофееве, спроектировавшем Тарасовскую часовню и, возможно, наблюдавшем за ее строительством.

    Семен Митрофанович Ерофеев, художник-архитектор, родился 4 апреля 1875 года в городе Сызрани Симбирской губернии. В 1904 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и стал практиковать в Москве. Служил архитектором в правлении Общества Верхних Торговых рядов. Крупных строений, вероятно, не возводил. Последнее упоминание об Ерофееве в книге «Вся Москва»: «...1917 г. классный художник-архитектор».

    Сведения, хоть и скудные, но, по крайней мере, дают возможность составить некоторые конкретные представления о зодчем, создавшем оригинальный проект часовни для Пушкинской земли.

Более полную информацию об Ерофееве можно найти в Пушкинской газете «Маяк» от 8 апреля 2015 года. 

    С.М.Ерофеев выполнил также проекты больничных корпусов при фабрике Сапожникова (ныне район фабрики «Передовая текстильщица», г. Королев).

    Королевским краеведом Василием Коршуном в архивах впервые были найдены еще чертежи, к сожалению, не построенной часовни в деревне Куракино (ныне г. Королев).

Виктор Андреевич ДОЛГИРЕВ (1937-2000), 1995 год

Послесловие

    22 августа 2009 года на месте сражения на берегу реки Клязьмы был установлен поклонный крест в знак начала восстановления часовни. В майские дни 2012 года заложен первый камень в восстанавливаемую по старинным чертежам часовню, средства на нее собирались всенародно. А новый проект восстанавливаемой часовни совершенно безвозмездно подготовил архитектор из соседней Клязьмы Сергей Вадимович Лосицкий.

Восстановленная часовня

    И вот 9 сентября 2012 года, во время празднования 200-летия победы в войне 1812 года, восстановленная часовня была освящена. С Божией помощью, при поддержке местной администрации, духовенства, казачества и краеведов над рекой Клязьмой засияли купола возрожденной часовни как память и о великом архитекторе.

    В 2015 году инициативная группа краеведов-пушкинцев по восстановлению памятника-часовни в Тарасовке получила третью премию по итогам Губернаторского конкурса «Наше Подмосковье».

Владимир ПАРАМОНОВ, член Союза краеведов России