САПОЖНИКОВЫ

Дата публикации: Nov 10, 2015 8:13:51 AM

    «Этот человек был награжден:

    Датский король присвоил ему звание «поставщик Двора Его Величества» (1888).

    За плодотворную торговую деятельность в Средней Азии эмир бухарский наградил его орденом (1892).

    Исключительно много ему удалось сделать на общественном поприще, особенно в сфере профессионального образования…» [1].

    Его имя было начертано на всех картах дачных поселков бывшей пустоши «Вила и Подлипки». Его фабрике, известной теперь под названием «Передовая текстильщица», этим летом исполнилось 140 лет. Он построил старейшее (1876) из ныне существующих королёвских учебных заведений:  школа №22 в сегодняшнем микрорайоне «Текстильщик». Его больница и общежитие до сих пор выполняют свои предназначения…

    Все вышеперечисленное относится к Владимиру Григорьевичу Сапожникову (1843-1916). 16 июля (29 июля по новому стилю) 2016 года мы будем отмечать (так хочется в это верить!) столетие его кончины. Кстати, на днях — 22 октября (4 ноября) — был день его рождения.

    Этому достойнейшему и выдающемуся гражданину нашего Отечества, незаслуженно забытому нашему земляку, мы посвятим не одну статью, и начнем, пожалуй, с прижизненной публикации (что представляется особенно ценным), вошедшей в книгу «Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем», выпущенную в 1915 году (в настоящее время ее стоимость в букинистических магазинах достигает 175-ти тысяч рублей!).

ШЕЛКА И ПАРЧА БРАТЬЕВ САПОЖНИКОВЫ

                                                       

    Краткая история развития ткацкого дела

    Изготовление ярко окрашенных или пестротканых материй относится к глубокой древности. Несомненно, впервые такие ткани появились в Индии, и отсюда уже ткацкое искусство проникло сначала в Персию, а потом и в Византию. Узор из ценного материала, ярко окрашенного шелка, золота и серебра, либо вышивался по гладкой материи, либо ткался по вертикально натянутой основе.

    В первые века нашей эры высшей степени совершенства ткачество достигло в Персии (в Ширазе); со времени же введения шелка, в VI столетии, Византия в производстве изящных тканей стала широко конкурировать с азиатскими произведениями и задавала тон всей Европе до XII столетия.

    В эти времена почти вся торговля драгоценными тканями, узорчатыми и неузорчатыми, была в руках греков и венецианцев, производивших прекрасные бархатные ткани. Сарацинские ткачи на острове Сицилии долгое время не могли превзойти византийцев в ткацком искусстве, и их материи и одежды, производившиеся в сицилийских королевских мастерских, лишь тогда достигли высшего значения на всемирном рынке, когда в Сицилию было привезено большое число пленных греческих ткачей и когда магометанское искусство соединилось с христианским.

    Вышитые и узорчатые шелковые ткани того времени сохранились в музеях Европы в виде частей императорских одежд, например, в соборе Святого Петра в Риме хранится императорская далматика из византийской тканой парчи X-XI века.

    В эпоху Возрождения производство узорчатых тканей прочно обосновалось в Нидерландах и во Франции. При Франциске I (1494-1547) братья Гобелины основали свою знаменитую фабрику ковров, и было положено основание шелкоткацкому производству в Лионе.

    В начале существования нашего государства парчи и узорчатотканые шелковые ткани привозились к нам отчасти из Византии, а больше из Азии, в чем нас убеждает то, что парча в то время называлась «зарбаф» или «изарбаф» от персидского «зер» — золото и «бафт» — ткань.

    Введение производства парчи и бархата в России принадлежит второй половине XVI века. Царь Феодор Иоаннович (1584 – 1598), желая завести в Москве шелковую фабрику, выписал из Италии Марко Чипони и для бархатной фабрики отвел ему дом близ Успенского собора. При царе Борисе Годунове (1598 – 1605) иностранцы уже удивлялись шелковым тканям, выработанным москвичами.

    Развитие шелкового и парчового производства в значительных размерах относится к царствованию Петра Великого (1682 – 1721), при котором Апраксин, Шафиров и Толстой завели фабрику шелковой парчи в Петрограде, а Корчагин основал две позументные фабрики в Москве и Петрограде. В 1714 году истопник Милютин на свои деньги устроил шелковую фабрику в Москве, а ямщик Суханов «со товарищи» — в Казани. Завели такие же фабрики братья Евреиновы на Посольском дворе, К.Колосов у Сухаревской башни, дворяне российские Лазарь и Петр Лазаревы — близ Златоустова монастыря, а впоследствии в селе Фрянове Богородского уезда.

    Что же касается производства металлических нитей, то есть плащильного, волоченого и пряденого золота и серебра, употреблявшихся в большом количестве для вышивания различных церковных предметов и одежды, то оно в России началось, вероятно, раньше ткачества и стояло на должной высоте.

    Около 1750 года, при Елизавете Петровне (1742 – 1762), фабриканты «канительного» дела объявили, что могут удовольствовать Россию без привоза иностранных произведений. Шелк-сырец привозился к нам сначала только из Азии — Китая, Персии и Кавказа.

    Парчовое и шелковое производства, пользовавшиеся особенным покровительством царственных особ, в течение всего XVIII века развивались и совершенствовались самобытно. Сенат обязан был зорко следить за состоянием шелковых фабрик, а Мануфактур-коллегия — заботиться о привозе для русских фабрик из Китая шелка-сырца.

    К концу столетия в Москве и в подмосковных селах основалось несколько десятков небольших фабрик парчи, бархата и легких шелковых материй. В начале прошлого столетия [в XIX веке] в России было уже 200 шелковых фабрик, из которых 175 приходилось на долю Москвы и Московской губернии.

    В 1822 году Министерство финансов прислало в Москву машину Жакарда, которая немедленно была применена к работе шелковых тканей на фабрике купцов Рогожиных и вскоре получила большое распространение. Вследствие этого шелкоткацкое производство сделало огромные успехи, но, к сожалению, многие из наших фабрикантов ограничились копированием французских образцов. Запад не мог дать нам образцов парчи, вследствие чего это производство осталось самобытным, оригинальным, и нигде оно не достигло такого высокого совершенства, как в России.

    Шелкоткацкое и парчовое производства свили себе прочное гнездо в Москве и Московской губернии; небольшие шелковые и парчовые фабрики в значительном количестве расположились по Стромынскому шоссе от Москвы до Киржача (Владимирской губернии). Тут нашли себе место и большие старые фабрики Залогина (перешедшие от Лазаревых), Кондрашова, Евдокимова, Куприяновых, Соловьева.

    До 60-х годов прошедшего столетия [XIX века] шелкоткацкое и парчовое производства находились в русских руках. В 70-х годах в России появляются иностранные фабриканты и мастера, устраивают шелкоткацкие заведения нового типа, обставляя их более совершенным образом. Вследствие этого полукустарные шелковые фабрики начинают быстро падать.

    Что же касается парчового производства, неразрывно связанного с шелкоткацким, то оно при этом мало пострадало. В то же время в целях внутреннего употребления парчовое дело слабо увеличивается, но зато заметным образом расширяется выработка парчи азиатского характера. Всех фабрик, занимающихся выработкой парчи, в России не более пятнадцати-шестнадцати, и все они, за исключением фабрики Сапожниковых и также фабрик Г.Заглодина, К.Заглодина, Товарищества Заглодиных и А.Колонина, имеют не более 25-30 ткацких станов.

    Фабрика Сапожниковых

    Как по размерам, так равно и по совершенству парчовых и изящных шелковых тканей в России первое место принадлежит фабрикам Товарищества А. и В. Сапожниковых.

    Основателем этой фирмы был Григорий Григорьевич Сапожников, в 30-х годах прошедшего столетия [в XIX веке] имевший торговлю шелковыми товарами в Китай-городе, в Средних рядах. В 1837 году Григорий Григорьевич впервые завел ручную ткацкую фабрику в Москве, у Красных ворот, и тем положил основание большому парчовому и шелкоткацкому производству.

    Род Сапожниковых происходит от посадского жителя города Углича Ярославской губернии Тита Сапожника, имя которого упоминается среди свидетелей убиения царевича Димитрия [в 1591 году], перечисленных в челобитной от посадских людей царю Феодору Иоанновичу. [А само прозвище — сапожник — прямо указывает на род его занятий. — О.В.].

    Один из потомков Тита, Григорий Иванович, приходящийся дедом основателю фирмы, по достоверным сведениям, в 1783 году переселился из Углича в Москву.

    Основанное Г.Г.Сапожниковым фабричное дело сразу заняло видное место среди многочисленных конкурентов.

    Л.В.Тенгоборский в своей книге «О производительных силах России» пишет, что «фабрики Кондрашова, Сапожникова, Крюкова представили на выставку 1843 года узорчатые атласы для мебели, ничем не уступавшие французским материям, как совершенством ткани, так и красотою цветов». 

    Далее тот же Тенгоборский, имея уже в виду и выставку 1849 года, пишет следующее: «Относительно парчей и материй, затканных серебром и золотом, первое место на последних выставках занимали фабрики Сапожникова, Полякова и Колокольникова. В особенности обращали на себя внимание материи, затканные серебром и золотом, фабрики Сапожникова, ценою от 4 рублей до 4 рублей 50 копеек аршин. Материи эти нисколько не уступали лионским тканям этого рода. Эта фабрика снабжает также лучшею шелковою парчицею».

    После смерти Григория Григорьевича ведение промышленных дел перешло к его жене Вере Владимировне, урожденной Алексеевой, которая в 1870 году передала дело своим сыновьям Александру и Владимиру Григорьевичам. Братья в том же году основали Торговый дом под названием «А. и В. Сапожниковы».

    Реклама фабрики братьев Сапожниковых, 1902 год

    Работая еще при матери, братья неустанно развивали и совершенствовали унаследованное предприятие; особенно заметное расширение фирмы братьев Сапожниковых началось с 1875 года, когда они основали новую фабрику при сельце Куракине (Московской губернии и уезда).

    Генеральный план фабрики Мануфактур Советника В.Г.Сапожникова Московской губернии и уезда, 4-го стана при селе Максимкове, 

музей фабрики «Передовая текстильщица» (в интернете публикуется впервые)

Главное здание бывшей фабрики Сапожниковых, фотография О.Глаголевой, 2015 год

Год основания фабрики на фасаде исторического здания, фотография О.Глаголевой, 2015 год

    В 1877 году умирает Александр Григорьевич, и во главе дела остается Владимир Григорьевич.

    С 1852 года фирма Сапожниковых неизменно исполняет заказы Придворного Ведомства на облачения для духовенства ко дням священных коронований императоров и на ткани для отделки дворцов. 

Церковное облачение (фелонь), фабрика Сапожниковых, Москва, вторая половина-конец XIX века

(фотография из интернета)

    Кроме того, согласно Высочайше установленному образцу, Московская фабрика исполняет заказы военного ведомства на знамена и штандарты высоко-художественной работы. Неоднократно высшая духовная власть и частные лица предоставляли фирме сооружение соборных ризниц в случаях прославления святых угодников и празднования исторических юбилеев.

    Затем постоянными покупателями парчи являются бухарцы, употребляющие ее на одежды (халаты), Тибетский Далай-лама, заказывающий ткани с оригинальными рисунками буддийского культа; много парчи берут монголы и, наконец, представители модных мастерских Парижа и Лондона выписывают себе легкие дамские ткани.

    В деле выработки мебельных тканей из шелка и бумаги фирма достигла большой известности как качеством работы, так и художественностью стильных рисунков различных эпох.

Образец мебельной ткани Сапожниковых, сотканной из шелковых и льняных нитей, конец XIX века

    В особенную заслугу фирме Сапожниковых должно быть отнесено то, что со дня своего основания и по настоящее время [1915 год] она остается чисто русскою (выделено мной. — О.Г.); на ее фабриках иностранный рисунок не играл никогда доминирующей роли. Наконец, в целях разработки русско-славянского стиля фирма ежегодно ассигнует особые суммы на премии конкурсных работ, представляемых на специальные выставки при Строгановском училище. При этом нужно заметить, что фирма, сама располагая художественными и техническими силами, зорко следит за всеми новостями, какие только появляются на Западе.

    Благодаря такой постановке дела, великолепные произведения фабрик братьев Сапожниковых были всегда образцами для других фабрикантов, в особенности ткани парчовые. Оригинальность и художественность рисунка вместе с богатством и тщательностью исполнения самой ткани на всех выставках выдвигали работы Сапожниковской фабрики на первый план, даже сравнительно с фабриками Лиона и лучшими фабриками Италии.

                             

Образцы парчовой ткани и клеймо фабрики А. и В. Сапожниковых «Мишура», Россия, ХIХ век (фотографии из интернета)

    На Московской фабрике Товарищества, вырабатывающей парчу и художественные шелковые ткани, имеется более трехсот ручных станов.

    Что же касается Куракинской фабрики, то здесь постепенно вводились все усовершенствования текстильного производства вплоть до применения механических ткацких станков к выработке многоцветных тканей. На этой фабрике работает 60 ручных станов и 250 механических ткацких станков. При этом нужно сказать, что значительную часть Куракинской фабрики составляют приготовительные отделения — шелкокрутильное, шелкомотальное и красильное с аппретурным.

Историческое здание Сапожниковской фабрики (главный корпус), фотография Е.В.Гущиной, 2015 год

    Возникновение второго из них относится к 1888 году, когда Владимир Григорьевич Сапожников первым из русских фабрикантов (выделено мной. — О.Г.) вместе с Земствами и Московским комитетом шелководства пришел на помощь южно-русскому шелководству в деле организации сбыта его произведений. Сначала на фабрике Сапожниковых было поставлено четыре размоточных стана кустарной системы, которые через четыре года были заменены совершенными французскими машинами. В настоящее время [ХХ век] это отделение оборудовано 44-мя размоточными тазами новой итальянской системы и имеется 6500 крутильных веретен. Для окраски шелка и бумаги в красильне поставлено полсотни красильных барок.

    Все отделения Куракинской фабрики работают с двигательной силой от паровых машин мощностью 145 лошадиных сил и силой воды в 50 лошадиных сил, развиваемых турбиной.

    Общее число рабочих на обеих фабриках достигает 1200 человек. Работают преимущественно женщины, получающие на Куракинской фабрике прекрасные помещения и пользующиеся бесплатно больницей. Для детей рабочих имеется школа. Всех служащих в фирме — 90 человек.

Историческое здание общежития, построенное В.Г.Сапожниковым, фотография О.Глаголевой, 2015 год

Историческое больничное здание, построенное В.Г.Сапожниковым  (с надстроенным в наше время третьим этажом),

фоторафия О.Глаголевой, 2015 год

    Начиная с 40-х годов, фирма Сапожниковых принимала участие во многих отечественных и интернациональных выставках, и всегда ее произведения удостаивались высших наград. Так, на Русских выставках 1849, 1861, 1891 годов ей были присуждены большие золотые медали, а на Всероссийских выставках 1870 и 1896 годов — право изображения на своих изделиях Государственного герба. За участие в одиннадцати международных выставках фирма получила шесть раз Grand Prix или диплом 1-й степени и пять золотых или почетных медалей.

    Своим столь выдающимся успехом фирма обязана неутомимому труду и энергии Владимира Григорьевича Сапожникова, который всегда стремился к тому, чтобы поднять художественную сторону в ткацком деле русскими силами и в чисто русском духе. Владимир Григорьевич не был фабрикантом-промышленником, замкнувшимся только в своем производстве. Немало сил своих отдавал он и общественному служению, принимая тесное участие в таких учреждениях, как Московская Городская Дума, Купеческое и Биржевое Общества, Совет Торговли и Мануфактур. Он состоит членом попечительных советов нескольких учебных заведений: Практической Академии (более пятидесяти лет), Строгановского училища, Александровского коммерческого и прядильно-ткацкого училищ.

    За полезные труды по развитию и совершенствованию шелкопрядильного и ткацкого дела, за неустанную общественную деятельность (с 1863 года) В.Г.Сапожникову в 1900 году было пожаловано потомственное дворянство, а в 1910 год дан чин действительного статского советника.

    Описание герба Сапожниковых: В лазуревом щите пять золотых шелковичных бабочек. Глава щита золотая, дамасцированная. Щит увенчан Дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: три страусовых пера, из которых среднее золотое обременено серебряным шелковичным червем на зеленом листе, а крайние – лазуревые. Намет: лазуревый с золотом.

    В течение своей многолетней фабрично-промышленной деятельности Владимир Григорьевич Сапожников имел несколько выдающихся сотрудников, которым фирма во многом обязана своим процветанием. Сергей Васильевич Дудин (1851-1884) и Иван Семенович Кукин (1891-1906) были выдающимися администраторами по управлению фабричными делами, а Николай Семенович Кукин — по ведению торгово-промышленных дел. Шелкомотальное и шелкокрутильное производства своим развитием на фабриках Сапожниковых обязаны энергии и настояниям Николая Семеновича Кукина, сын которого — Николай Николаевич Кукин — в настоящее время также принимает деятельное участие во всех делах Товарищества.

Дом управляющего, фотография О.Глаголевой, 2015 год

    Что же касается постановки технической стороны производства, то очень много выдающегося в нее внес Сергей Константинович Липинский. Получив основательную подготовку в Лионской ткацкой школе, Липинский с 1884 по 1905 годы становится руководителем Московской фабрики Товарищества. Его личное знакомство с Вердолем — изобретателем новейшего типа машин для выработки сложноузорчатых тканей, имело своим последствием то, что изобретение Вердоля, сделанное им в 1889 году, через три года уже имело широкое применение на фабрике Сапожниковых.

    После С.К.Липинского руководство технической стороной дела перешло к его ученику Григорию Дмитриевичу Капустину.

Чертеж строений Куракинской фабрики, музей фабрики «Передовая текстильщица» (в интернете публикуется впервые)

    С 1907 года Московской фабрикой управляет Николай Алексеевич Умнов, а Куракинской — Николай Иванович Ивашев. Ученики прядильно-ткацкого училища на Куракинской фабрике находят применение своим силам.

    В целях упрочения и дальнейшего развития своего дела В.Г.Сапожников в 1911 году решил преобразовать свою фирму в паевое «Торгово-промышленное Товарищество А. и В. Сапожниковых». 25 февраля 1912 года был Высочайше утвержден устав Товарищества, которое 11 августа того же года и начало свои действия. Паевой капитал Товарищества состоит из 2,5 миллиона рублей.

    В состав Правления вошли: председатель Владимир Григорьевич Сапожников, директора — В.В.Якунчиков, Г.В.Сапожников и Н.Н.Кукин, кандидатом директора Е.В.Сапожникова.

Чедомир Милетевич ИОКСИМОВИЧ,

историк русского предпринимательства,

ткацкой и шерстяной фабрично-мануфактурной промышленности,

редактор-издатель журнала «Вестник мануфактурной промышленности»

    [1] «Подмосковный летописец», № 1(43), 2015, страница 34.