САПОЖНИКОВЫ-4: ВСЁ НАЧАЛОСЬ С МЕДАЛИ

Дата публикации: Jan 22, 2016 8:58:45 AM

    Хотите верьте — хотите нет, но затеянную нами масштабную серию статей по Сапожниковской теме, приуроченную к 100-летию кончины Владимира Григорьевича, явно «курирует» кто-то свыше... Ничем иным объяснить удивительнейший факт, произошедший 5 января нового года, я не могу.

    А дело было так: к практически готовой статье о семейных драмах Сапожниковых (она будет опубликована в ближайшее время) мне понадобилось небольшое уточнение, которого в интернете не оказалось. Что оставалось? Естественно, я начала перебирать свои давнишние-предавнишние газетные вырезки…

    И нежданно-негаданно наткнулась на статью Бориса Яковлевича Ежова «Всё началось с медали» без малого двадцатипятилетней(!) давности, опубликованную в газете аккурат 5 января(!), о которой, честно сказать, никогда и не вспоминала, просто хранила из уважения. Да и то сказать: Ежов писал о какой-то медали — подумаешь! Что там могло быть интересного?..

    Но в тот предрождественский вечер именно медаль заставила меня вчитаться в найденный текст. Ибо совсем недавно, при подготовке к публикации статьи Людмилы Орловой ( http://skr.korolev-culture.ru/imena/arhiv_imena/sapoznikovy-2etapyslavnogoputicastvtoraa ), я обнаружила ее копию в нашем Историко-краеведческом музее.

    Ну а когда этот совсем небольшой материал мэтра краеведения с нигде ранее не встречавшейся информацией о мастере Галкине и внучках В.Г.Сапожникова (эксклюзив одним словом!) был прочитан, я, ничтоже сумняшеся, срочно поменяла план-график очередности статей сайта…

Статья

    В нашей работе краеведческий поиск нередко начинается с какого-либо музейного экспоната. Ведь прежде чем ввести в экспозицию, его (экспонат) необходимо изучить, узнать происхождение, найти ответы на самые неожиданные вопросы любознательных посетителей. Так было и в данном случае.

    Есть в музейном разделе «Из глубины веков» копия бронзовой медали Всемирной Парижской выставки 1900 года.

    На лицевой ее стороне изображен летящий ангел с лавровым венком и человек с горящим факелом, кому, видимо, венок и предназначается. На медали латинскими буквами выбито имя I.GALKINE (И.Галкин).

    Впервые эту медаль я увидел в 1985 году в доме Марии Ивановны Харловой (Кривушиной). Она-то и рассказала, что этой медалью был награжден дядя ее отца (ее двоюродный дед) Иван Григорьевич Галкин, мастер Куракинской фабрики А. и В. Сапожниковых (ныне «Передовая текстильщица»), представлявший изделия фабрики на выставке в Париже в 1900 году ( http://skr.korolev-culture.ru/imena/arhiv_imena/sapoznikovy-2etapyslavnogoputicastvtoraa ).

    По словам Марии Ивановны, женой Ивана Григорьевича была мадам Селина родом из Швейцарии, матер по наладке станков(!). На Куракинскую фабрику она прибыла вместе с партией новых станков из Германии. Видимо, она была хорошим специалистом, так как ее попросили остаться на фабрике. А чтобы закрепить на новом месте, решили выдать замуж за мастера Галкина.

    Только счастье их длилось недолго: Иван Григорьевич умер 11 декабря 1906 года. Похоронен в Болшево (сейчас на месте бывшего старого кладбища вблизи улицы Станционной располагается детский сад № 8! — О.Г.). После смерти мужа мадам вернулась на родину. Дед Марии Ивановны провожал Селину до Варшавы…

    Медаль и необычная судьба Ивана Галкина заинтересовали меня. Захотелось узнать как можно больше о нем, о фабрике, о Парижской выставке.

    Официальный отчет о ней, написанный директором российского отдела выставки, я нашел в библиотеке имени Ленина в Москве. В нем сообщалось, что Россия выступила на выставке весьма успешно. В разделе «Текстильная промышленность» перечислялось несколько лучших фабрик. Среди них — торгово-промышленная фирма А. и В. Сапожниковых, в которую входили фабрики в Москве и в Куракине. Представленные фирмой образцы тканей были отмечены многими золотыми и серебряными медалями.

    По условиям выставки наградами могли отмечаться не только экспонаты, но и экспоненты. Вот, оказывается, почему у Ивана Григорьевича Галкина появилась именная медаль.

Поиск продолжается

    Чтобы узнать, что собой представляли ткани, показанные в Париже, я отправился на «Передовую текстильщицу». Мне посочувствовали, но помочь ничем не смогли. Обратился в музеи Москвы: Государственный исторический музей народного искусства, музей художественных тканей при Московской академии тканей. Наиболее интересным оказался последний. Здесь собрана уникальная коллекция декоративных тканей, начиная с XVI века. И наиболее впечатляющими оказались именно ткани фирмы А. и В. Сапожниковых. Вот этими-то тончайшими узорами, этим изысканным сочетанием цветов и был покорен Париж.

Сапожниковские ткани, из фондов Королёвского историко-краеведческого музея (публикуется впервые)

    Но какие именно ткани выпускались на нашей Куракинской фабрике, узнать не удалось — в музее совершенно отсутствовали какие-либо аннотации или описания. Не смог я там узнать и о том, в чем были причины таких феноменальных достижений Сапожниковых.

    Может быть, удастся что-либо узнать у дочерей последнего владельца Куракинской фабрики Григория Владимировича Сапожникова — Александры и Елизаветы? Мария Ивановна Харлова сообщила, что они еще живы, живут в Москве…

Александра и Елизавета Сапожниковы в детстве, 

фотография из архива музея туризма и краеведения школы № 5 г.Пушкино (публикуется впервые)

    Их разыскал мой товарищ, краевед Михаил Рощин. Однако визит к ним оказался неудачным — в квартиру его не пустили, разговаривали через дверную цепочку…

    Связался с Союзом потомков российского дворянства, находящемся в Знаменском соборе на улице Разина в Москве. Ведь Владимир Григорьевич Сапожников состоял в дворянском сословии. Мне повезло. Я познакомился с С.А.Сапожниковым, герольдмейстером Союза, который составил родословное древо Сапожниковых. Древо было ветвистое, хорошее, но… не то. Ни одна из ветвей с нашими Сапожниковыми не пересекалась. Оказалось, что знатных Сапожниковых в России было много, не менее, чем, к примеру, Кузнецовых.

    Снова обратился в библиотеки и архивы, но поиски дали мало. Попадались всё какие-то обрывки и осколки. Не было главного звена, за которое можно было вытянуть всю цепочку.

Три причины успеха

    И все-таки оно (звено) нашлось, причем совершенно неожиданно. О своих неудачах я рассказал еще одному нашему краеведу Татьяне Андреевне Шорыгиной. Оказалось, что она занималась аналогичным поиском других наших знатных земляков (своих предков) — предпринимателей и ученых Шорыгиных. Она же помогла мне разыскать нужную книгу: Ч.М.Иоксимович «Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем», Москва, 1915 год. Книга превосходна снабжена таблицами и рисунками… (Уточнение: статьей из нее мы открывали Сапожниковскую тему: http://skr.korolev-culture.ru/imena/arhiv_imena/sapoznikovy ).

    В книге указываются три причины успеха фирмы А. и В. Сапожниковых:

    Среди них в книге упомянуты: С.В.Дудин, И.С.Кукин, Н.С.Кукин, Н.И.Иванов…

    Кстати отметить, что В.Г.Сапожников не замыкался в своих интересах только на производстве. Он состоял членом попечительских советов Практической академии (более пятидесяти лет), Строгановского училища, Александровского коммерческого и прядильно-ткацких училищ. Принимал близкое участие в Московской городской думе, Совете Торговли и Мануфактуры.

В.Г.Сапожников (второй слева) среди членов Совета Практической академии (в интернете публикуется впервые)

    За эти и другие заслуги в 1909 году ему было пожаловано потомственное дворянство…

    Итак, в результате поиска выявлены секреты успехов фирмы А. и В. Сапожниковых. По большому счету в них нет ничего нового, все они нам известны, но часто ли мы о них вспоминаем и, тем более, применяем?..

(статья приводится с некоторыми сокращениями)

Борис Яковлевич ЕЖОВ

«Калининградская правда» от 5 января 1992 года