САПОЖНИКОВЫ-2: ЭТАПЫ СЛАВНОГО ПУТИ (часть первая)
Дата публикации: Nov 23, 2015 7:28:23 PM
За восемь десятилетий, в течение которых продолжалось дело Григория Григорьевича Сапожникова, основавшего в 30-х годах XIX века в Москве небольшую шелкоткацкую фабрику, оно (дело) заслужило всемирную известность, а его потомки вошли в число самых уважаемых в России деловых людей, незаслуженно забытых после революции 1917 года.
Изделия Сапожниковых с полным правом можно отнести к категории «художественная промышленность». Сегодня экспонаты, выполненные на их фабриках, хранятся в ведущих музеях страны.
Федор Иванович Шаляпин (1873–1938) считал, что рассматривание сапожниковских шелков подобно художественному творчеству: облагораживает душу человека и развивает его вкус.
Мнение великого певца подтверждают знаки общемирового признания исключительности тканей Сапожниковых: фирма «А. и В. Сапожниковы» на международных выставках получила шесть высших наград (Гран-при) и дипломов 1-й степени, пять золотых и почетных медалей.
Подмосковная фабрика Сапожниковых, которая находится ныне в черте города Королёва и называется с 1922 года «Передовая текстильщица», хотя и не производит нарядных шелковых тканей, работает весьма успешно и входит в число лучших предприятий текстильной отрасли Подмосковья.
Отец-основатель
…В 1836 году торговавший шелками в Китай-городе Григорий Григорьевич Сапожников приобретает землю и небольшую фабрику в начале Ново-Басманной улицы, где заводит шелкоткацкое производство, не оставляя впрочем и торговлю. Сохранившееся здание бывшей фабрики ныне находится в Красноворотском проезде, ранее называвшемся Сапожниковским (по фамилии землевладельца).
Предположительное здание фабрики (Красноворотский проезд, № 3),
фотография О.Глаголевой, 2015
1837 год можно считать годом начала промышленного дела Сапожниковых, так как именно в этом году на рынок стали поступать выработанные этой фабрикой ткани. Ее размеры поначалу были очень скромными — тридцать ткацких станков работали на выпуск мебельных и шелковых тканей, качество которых было настолько высоко, что уже в 1839 году они были представлены на 2-й Российской Мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге, а в 1841 году на выставке в Варшаве.
С того времени выставочные отборочные комиссии, в задачу которых входил поиск всего лучшего, что производилось на российских фабриках, неизменно привлекали к участию в выставках фабрикантов Сапожниковых.
В том же 1841 году тофным (с крупным рисунком) шелком, изготовленным на фабрике Г.Г.Сапожникова, была обита мебель и изготовлены портьеры для «желтой гостиной» Павловского дворца в Санкт-Петербурге:
С самого начала продукция фабрики была ориентирована на состоятельного покупателя, товаров так называемого «широкого потребления» Сапожниковы не выпускали. Художники фабрики разрабатывали рисунки ткани, которые в будущем приобрели «сапожниковский» стиль, в основу которого были положены народные мотивы.
Уже через шесть лет после начала деятельности (в 1843 году) фабрика Г.Г.Сапожникова представила на 3-й Российской Мануфактурной выставке в Москве ткани для мебели, которые ничем не уступали французским, до тех пор считавшимися лучшими. Наибольшим успехом на этой выставке пользовались ткани, в которых мастера использовали золотые и серебряные нити:
Один из образцов
Качество тканей, цветовая гамма и красочность были высоко оценены устроителями выставки и привлекли исключительное внимание посетителей, несмотря на очень высокую для того времени цену: от четырех до четырех с половиной рублей за аршин (71,7 см).
Надежные женские руки
В 1847 году Григорий Григорьевич Сапожников скончался, и во главе предприятия, ввиду малолетства сыновей, встала его жена Вера Владимировна Сапожникова (1823–1877), урожденная Алексеева, незаурядная и образованная женщина, успешно продолжавшая дело мужа на протяжении тринадцати(!) лет.
В 1849 году на выставке изделий Российской империи, царства Польского и великого княжества Финляндского в Санкт-Петербурге золото- и серебротканные узорные изделия ее фабрики были признаны лучшими.
В 1851 году фирма вышла на международный уровень, представив свои изделия на I-й Всемирной выставке в Лондоне. Признанные в мире лионские фабриканты отметили «совершенство и дешевизну русских парчей», выработанных Сапожниковыми. Особенно их поразила глянцевитость золотой и серебряной тканей, оригинальность и изящный вкус узоров.
При Вере Владимировне же, начиная с 1852 года, фирма становится поставщиком императорского двора. Отныне для всех коронаций и ремонта дворцовых интерьеров используются ткани Сапожниковых, за что главы фирмы неоднократно получали Высочайшее благоволение и различные награды.
С этого же года фирма выполняет специальные заказы для высшей церковной и светской власти, а также изготавливает знамена и штандарты для армии.
Церковное облачение (саккос), выполненное на фабрике Сапожниковых (фотография из интернета)
Хотя по объемам выпуска текстиля Сапожниковы во многом и уступали крупнейшим текстильным фабрикантам, высочайшее качество продукции и соответствующая этому цена, не препятствующая, однако, спросу на товар, собственная торговая сеть по России и отлаженные связи за ее пределами позволили им войти в число богатейших российских предпринимателей.
Кроме своих деловых качеств, Вера Владимировна была известной московской благотворительницей: в 1878 году ею было пожертвовано Московскому купеческому обществу 11 500 рублей: 10 000 рублей на учреждение стипендий в его (общества) благотворительных заведениях и 1 500 рублей на содержание Андреевской богадельни.
Она была также почетной попечительницей Московского мещанского женского училища (основано в 1845 году), председателем Мариинского дамского комитета Общества попечения о больных и раненых воинах, попечительницей Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия.
Второе поколение фабрикантов Сапожниковых
Когда сыновья Веры Владимировны достигли совершеннолетия (Александр родился в 1842 году, Владимир годом позже), мать передала дело в их руки, и с 1860 года фирма получила название «Братья А. и В. Сапожниковы».
Несмотря на молодость, оба брата были деятельными людьми и в короткие сроки значительно увеличили торговый оборот фирмы еще и изделиями других российских производителей и лионских мастеров. К тому времени на фабрике работали ручные жаккардовые станки, главное производство состояло из ценных парчей, мебельных тканей и бархата. Для узорных тканей использовались рисунки только отечественных художников по тканям (выделено мной. — О.Г.).
Фрагмент саккоса (в церковной традиции лилии являются цветком Пресвятой Богородицы)
На II-й Всемирной выставке в Лондоне (1862 год) было отмечено: «Большой успех русской промышленности виден в шелковых тканях, которые отличаются высоким качеством и окраскою».
На этой же выставке специалисты впервые на российских стендах увидели коконы тутового шелкопряда. Благодаря поощрению правительства, промышленное разведение шелкопряда получило распространение на Кавказе. В пропаганде развития шелководства в России принимала участие и фирма Сапожниковых, так как в производстве тканей на их фабрике в большом количестве применялась шелковая нить.
Постоянные изыскания в сфере оригинальности рисунка и повышения качества тканей способствовали тому, что на III-й Всемирной выставке в Париже (1867 год) были отмечены «великолепные богатые и прекрасные парчовые ткани Сапожниковых».
В 1870 году был образован торговый дом «Александр и Владимир Григорьевичи Сапожниковы». В этом же году фирма впервые удостоилась чести и права изображать Государственный герб на рекламной и тканой продукции:
В 1872 году фирма принимала участие в Политехнической выставке, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I, где ткани Сапожниковых пользовались большим успехом и получили награды.
(окончание следует)
(статья приводится с некоторыми сокращениями)
Людмила ОРЛОВА,
зав.отделом хранения вещевого фонда Политехнического музея