САПОЖНИКОВЫ-2: ЭТАПЫ СЛАВНОГО ПУТИ (часть вторая)

Дата публикации: Nov 30, 2015 7:53:51 AM

    В 1860-70 годах Сапожниковы приобрели близ Москвы небольшие бездоходные фабрики — суконную в сельце Максимково (1869) и шерстоткацкую в сельце Куракино (1875) — на берегу реки Клязьмы в версте друг от друга.

    Кроме фабрик Сапожниковы прикупили и значительные земельные площади: суммарно 327,2 десятины (около 357-и гектар) в Куракине, Максимкове, Подлипках, Болшеве, Любимовке, использовав покупку как выгодное вложение капитала. Среди прочего была приобретена и усадьба Жуковка вблизи деревни Городищи, представлявшая собой одноэтажный деревянный дом с мезонином. Около усадьбы был разбит английский сад.

  Куракинская фабрика Сапожниковых

Фрагмент схемы села Болшево с прилегающими деревнями (с плана межевания 1837 года)

    Дом в летние месяцы наполнялся гостями, среди которых были художники В.Д.Поленов с семьей, К.А.Коровин, И.С.Остроухов, М.В.Нестеров, М.В.Якунчикова, В.А.Серов, Е.И.Архипов, С.И.Головин, С.И.Иванов, В.Н.Бакшеев и многие другие. Здесь были созданы такие известные работы, как «Аллея в Жуковке» К.А.Коровина и «Река Клязьма» В.Д.Поленова.

В.Д.Поленов. Река Клязьма. Жуковка, 1888 год

    Следует отметить особо, что открытие дела в Московской губернии было вынужденным, так как из-за пожаров на московской фабрике (выделено мной. — О.Г.) требовались длительные восстановительные работы, что негативно сказывалось на делах фирмы. Но и в эти трудные времена благодаря активной работе братьев Сапожниковых над ассортиментом и качеством тканей на IV-й Всемирной выставке в Вене (1873 год) парча Сапожниковых получила «Высочайшее одобрение».

    В Куракине вместо шерстоткацкой была основана фабрика, оснащенная механическими станками для производства узорчатых тканей. С самого начала новые владельцы уделяли большое внимание устройству на фабрике «здоровых гигиенических» помещений для рабочих. Были построены больница, где вели прием врач и фельдшер, и школа, тем самым выполнялись требования существовавших к тому времени фабричных законов.

    На Куракинской фабрике впервые в России (выделено мной. — О.Г.) выполнялся весь технологический процесс шелкового производства, начиная с размотки кокона до отделочных операций; все производство было механизировано.

    В ткацком отделении впервые в России (выделено мной. — О.Г.) кроме шестидесяти ручных станков для парчи были установлены 250 «жаккардовых» станков для изготовления узорчатых многоцветных тканей, специально закупленных во Франции. Все фабричное оборудование работало от паровых машин, освободив таким образом ткачей от значительной доли ручного труда и, соответственно, увеличив производительность.

    На фабриках Сапожниковых работали русские мастера, специалисты имели возможность обучаться в Европе. Там же приобретались лучшие для того времени текстильные машины для работы с шелком. Большое значение имело и то, что общие руководящие функции выполняли русские специалисты: управляющий — Иван Коркин, администратор — Сергей Дудин. Специалистами-производственниками были также и иностранцы: англичанин (главный механик), итальянец (мастер приготовительного цеха), француз (главный бухгалтер).

    Для местных крестьян, основной рабочей силы, как сказано выше, были выстроены:

Современный вид бани, выстроенной Сапожниковыми, фотография О.Глаголевой, 2015 год

    Женщины и мужчины жили раздельно, в разных корпусах, в которых были и столовые, и кухни. По всей фабрике был проложен водопровод.

    При фабрике была и бесплатная начальная школа (открыта в 1877 году). Все дети обязаны были с 10 утра до 14 часов учиться.

    Был здесь даже и свой театр, в котором рабочие-артисты играли для своих товарищей. На репетиции приглашали из Москвы режиссера-профессионала и костюмера. Спектакли давали два раза в год — на Масленицу и Пасху. 

Глава фирмы

    С 1877 года, после смерти Александра Григорьевича, единоличным владельцем фирмы стал 34-летний Владимир Григорьевич Сапожников (1843–1916).

    …Благодаря его деятельности торговый дом «Братья А. и В. Сапожниковы» достиг оборота свыше миллиона рублей в год. Интенсивная работа фирмы над созданием оригинальных рисунков шелковых тканей и шалей принесла свои плоды: на VI-й Всемирной выставке в Париже (1878 год) ее продукция была отмечена золотой медалью.

    Следует отметить особо, что Сапожниковы относились к тому типу купцов и фабрикантов, у которых не было склонности к прожиганию жизни — они тянулись к занятиям, которые развивали их природные способности и расширяли кругозор. Среда, в которой они вращались, отличалась тягой к науке, искусству и литературе. Недаром и роднились они с людьми такими же достойными: с Алексеевыми, Мамонтовыми, Третьяковыми, Якунчиковыми...

    В 1880 году Сапожников передал в аренду Павлу Михайловичу Третьякову, основателю Московской картинной галереи, усадьбу в сельце Куракино. Третьяковы использовало дом как летнюю дачу вплоть до кончины главы семейства в 1898 году. Здесь в летние месяцы гостили известные русские художники В.Г.Перов, И.Н.Крамской, В.В.Верещагин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов, И.И.Шишкин, Н.А.Ярошенко, писатели и поэты — Д.В.Григорович, Я.П.Полонский и другие. Арендовала дом затем и дочь Третьякова — Александра Павловна Боткина.

П.М.Третьяков на даче, 1897 год (фотография из архива Г.А.Хрусталевой)

    После 1917 года дом несколько раз перестраивался, а в 1984 году был снесен…

    Но за всеми своими бесконечными делами Владимир Григорьевич не забывал и о Москве, способствуя благоустройству родного города. Так, в 1882 году он пожертвовал городу часть своей земли вблизи фабрики на Ново-Басманной улице и выделил денежные средства на устройство сквера (ныне сквер с памятником М.Ю.Лермонтову у станции метро «Красные ворота»).

Будущая Лермонтовская площадь в дни коронации Николая II, 1896 год (фотография из интернета)

Памятник М.Ю.Лермонтову в Москве (фотография из интернета)

    Фирма заботилась и о подготовке достойной смены как художникам-разработчикам новых рисунков, так и техническому персоналу. На пожертвования Владимира Григорьевича проводились конкурсы в Строгановском училище, а на создание Московского прядильно-ткацкого училища в ведомстве Министерства финансов по департаменту торговли и мануфактуры Сапожников выделил пять тысяч рублей.

    На Сапожниковских фабриках работали высококлассные специалисты, которые много сделали не только для своих работодателей, но и для города. В 1905 году званием «потомственный почетный гражданин» были награждены директор фабрики Николай Умнев и помощник заведующего шелкоткацкой и парчовой фабрики Сергей Дубенский.

Конец XIX века

    До 1900 года, начиная с 1839 года, ни одна выставка — ни в России, ни за границей — не проходила без участия фирмы Сапожниковых. И на каждой без исключения фирма получала первые награды. Так, на Х-й Всемирной выставке, посвященной 100-летию французской революции в Париже (1889 год), фирма Сапожниковых за атлас, плюш и бархат в очередной раз была отмечена медалями.

    Ассортимент Сапожниковских тканей был обширен: туаль, этонсет, флердеван, фай-модерн, сержерон-шанжан, крепдешин, сатин-велюр, чесуча, тафта, маркизет и т.д. Ткани отличались расцветкой и изысканным узором. Парчи оформлялись различными узорами, имеющими самые простые названия: листочки, незабудки, бобы, кружочки, кресты, деревья и другие. К примеру, на ткани «Дама с травками» ткались в цвете травинки, цветы (азалия, вьюнок, тюльпаны, георгины, гвоздика, ромашки, колокольчики), пальмовые листья и длинные ветви. Качество красок было настолько высоко, что до сих пор они не утратили своих изначальных оттенков.

    На VIII-й Всемирной выставке в Чикаго (1893 год) русские обозреватели писали: «Все поражаются экспозицией наших мануфактур. Такого совершенства фабрикации, прелести красок, изящества и оригинальности рисунка не ожидали встретить у нас наши атлантические друзья. Парча, мебельные материи и шелка Сапожникова, братьев Балакиных из Москвы, товарищества Московской красильной фабрики поразили посетителей выставки».

    На предприятиях Сапожниковых брались в работу в основном рисунки русских мастеров. В так называемом «русском стиле» использовались декоративные элементы из вышивки и народных промыслов России. Для развития этого стиля Владимир Григорьевич выделял большие деньги на премирование конкурсных работ в художественно-промышленном училище (Строганова С.Г.).

    Отмечу, что именно бархатные парчи и глазеты с затканными в них стразами (выделено мной. — О.Г.), великолепные ткани из чистого шелка, жаккардовые и узорные ткани в «русском стиле» вызывали особое восхищение у современников.

    На Всероссийской выставке 1896 года фирма «Братья А. и В. Сапожниковы» получила высшую награду, присужденную экспертной комиссией с формулировкой: «За введение всех отдельных отраслей в производстве шелка, начиная с размотки коконов и оканчивая крашением и отделкой тканей. За устройство первой в России механической ткацкой для шелковых тканей в 1875 году; за художественное исполнение разнообразных шелковых материй отличного качества; за устройство образцовой первой в России шелкомотальни и за особое попечение о рабочих».

    В 1897 году в Стокгольме на Северной выставке фирма представила свои ткани, за которые ей был присвоен диплом на золотую медаль. В том же году в разделе «Изделия шелковые и полушелковые с примесью металлических нитей» торговый дом «А. и В. Сапожниковы» вторично получил право изображения герба на своих изделиях.

ХХ век

    К началу XX века общее число рабочих на фабриках Сапожниковых достигло 1200 человек. 

    На IX-й Всемирной Парижской выставке (1900 год) фирма «А. и В. Сапожниковы» участвовала уже в нескольких разделах.

Главный вход на выставку (фотография из интернета)

Русский павильон (фотография из интернета)

    Не только со своими фирменными направлениями:

    - кл. 83 (Москва). «Шелк и шелковые ткани: шелк, основа, уток, специальные и крашенные шелковые ткани для мебели и дамских платьев»;

    - кл. 84 (сельцо Куракино). «Парча и глазет золотой и серебряный, бархат гладкий и с рисунком».

    Но и с совершенно неожиданными, что несомненно говорило об организации образцового уровня быта рабочих в сравнении с другими российскими фабриками. Судите сами: в разделе «Социальная экономика. Гигиена. Общественное призрение» фирмой были показаны по:

    - кл. 101. «Обучение и попечение малолетних рабочих. Фотографии и план училища в сельце Максимково, Московская губерния»;

    - кл. 106. «Жилища для рабочих. Общий план местности и фотографии жилища в сельце Максимково, Московская губерния»;

    - кл.109. «Попечительные учреждения. Планы и фотографии больницы в сельце Максимково, Московская губерния».

    И все-таки высшая награда традиционно была получена за шелк и шелковые ткани, владелец фирмы В.Г.Сапожников получил офицерский орден «Почетного Легиона»:

Фотография из интернета

    А мастеру Куракинской фабрики И.Г.Галкину была присуждена именная бронзовая медаль:

Копия. Художник-реставратор В.Карцев, фотография О.Глаголевой, 2015 год

(из фондов Королёвского исторического музея, в интернете публикуется впервые)

    В 1903 году шелкоткацкая и крутильная фабрика Сапожниковых в сельце Куракино имела свыше 800 рабочих. Оборот фабрики составлял свыше 500 тысяч рублей в год. Все время существования фирмы ее продукция поставлялась не только высшей церковной и светской власти, но и бухарцам, тибетскому Далай-ламе, много парчи брали монголы. Фирма была регулярным поставщиком магазина «Мюр и Мерилиз» в Москве, многие ткани поставлялись в Париж и Лондон.

Дом Товарищества Мюр и Мерилиз (нынешний ЦУМ), фотография из интернета

    За многолетнюю плодотворную общественную деятельность в 1909 году Владимир Григорьевич Сапожников получил потомственное дворянство и чин мануфактур-советника, а в 1910 году чин действительного статского советника.

    В 1912 году на базе торгового дома «А. и В. Сапожниковы» было учреждено «Торгово-промышленное товарищество». Правление «Товарищества» и склад продукции располагались в Верхних торговых рядах (ныне ГУМ) на Красной площади; там же у них был и магазин. В.Г.Сапожников был главным пайщиком, так как владел 487 паями из 500 (паевой капитал составлял 2,5 миллиона рублей), он же был главой правления.

Верхние торговые ряды во время коронации Николая II, 1896 год (фотография из интернета)

    Фирме принадлежали парчово-шелкоткацкое производство на Ново-Басманной улице в Москве и первая в России шелкокрутильная и шелкоткацкая фабрика в Куракине и Максимкове.

    Возглавил теперь семейный бизнеес представитель третьего поколения Сапожниковых — Григорий Владимирович.

    Передав дела в руки сына, 69-летний Владимир Григорьевич имел все основания гордиться своей жизнью. В течение долгого времени он был:

    Его стараниями к 1912 году на куракинской фабрике работали паровые, нефтяные, бензиновые, газовые и водяные двигатели мощностью 247 л.с.. Московская фабрика, на которой в основном производились ручные высокохудожественные изделия, к этому времени работала от одного парового и одного водяного двигателя с суммарной мощностью в 53 л.с. В эти годы фирма по существу являлась единственным местом переработки коконов с Российского юга (выделено мной. — О.Г.). 

    В 1913 году фабрики фирмы выпускали парчовые и изысканные шелковые ткани на сумму более двух миллионов рублей в год. На фабрике на Ново-Басманной работали 300 ткацких станков, на фабрике в сельце Куракино — 250 ткацких станков и специальное оборудование для работы с коконами.

Самый старый работающий(!) ткацкий станок Куракинской фабрики начала ХХ века, фотография О.Глаголевой, 2015 год

Послесловие

    В 1919 году предприятия фирмы были национализированы. Фабрика в Москве вскоре была окончательно закрыта. Куракинская возобновила свою работу в 1922 году — уже как «Передовая текстильщица». В советское время роскошные дорогие ткани были не по карману трудящимся, да и пропаганда аскетизма сделала свое дело — выпуск прекрасных «сапожниковских» тканей постепенно прекратился…

    До 1930-х годов большая коллекция тканей братьев Сапожниковых хранилась в Московском художественно-промышленном училище имени С.Г.Строганова, затем образцы были переданы в фонд Музея художественных тканей при Московском текстильном институте (ныне Текстильная академия имени А.Н.Косыгина).

    В 1993 году в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина прошла уникальная выставка, где демонстрировались ткани российского производства XVIII–XIX веков. Впервые за долгие годы из запасников музея были извлечены шедевры русского ткачества. Тканям фирмы братьев Сапожниковых в каталоге выставки была дана самая высокая оценка — они были названы лучшими (выделено мной. — О.Г.).

    В 2008 году в Политехническом музее на выставке «Из фондов музея. Швейные машины» было представлено восемь образцов парчи и жаккардовых тканей «фирмы А. и В. Сапожниковых». На некоторых из них сверху красуются по два тканных герба Российской империи — свидетельства признания заслуг русских текстильщиков.

(статья приводится с дополнениями и сокращениями)

Людмила ОРЛОВА,

заведующая отделом хранения вещевого фонда

Политехнического музея, Москва

«Подмосковный летописец», №4, 2008