«ДОН КИХОТ ЛАНДШАФТНЫЙ»
Дата публикации: Aug 25, 2015 6:59:41 AM
Город Королёв, несомненно, испытывает транспортные трудности, для преодоления которых даже может рассматриваться предложение об использовании объездной дороги, идущей по краю заповедника Лосиный остров (по краю ли?). Недавно решили посмотреть на лесные посадки (может быть, в последний раз), которые велись в 50-е годы прошлого века вблизи города, дороги и заповедника — на месте бывшего аэродрома.
Встретились у памятника Юрию Александровичу Мозжорину, 1920-1998 (кстати, самого информативного памятника в наукограде):
Фотография О.В.Зуевой, 2014
Дальше шли, фотографируя и ожидая немедленного ареста (раньше нельзя было даже ходить с фотоаппаратом возле предприятий). Но всё обошлось…
Справа — знаменитый на весь мир ЦУП. Развеваются флаги, сигнализируя о присутствии на МКС международного экипажа:
Фотография О.В.Зуевой, 2014
По легенде, сюда в 1975 году впервые (после вывезенных после войны из Германии специалистов) прибыли иностранцы. Спецслужбы нашли блестящий путь, по которому привезли американцев в Центр управления полетами наблюдать за кораблями «Союз-Аполлон», минуя знаменитый КПП на Ярославке: по самому краюшку «Лосиного острова».
Находящийся неподалеку стенд «Коржевские культуры» исписан вандалами… Читан ли ими?
Фотография О.В.Зуевой, 2014
Текст интересен, информация новая:
«Расположенный перед вами парк носит имя знаменитого архитектора Михаила Петровича КОржева, который является автором этого удивительного по красоте рукотворного участка природы. Совместно с лесничим Д.Н.Марининым, в начале 50-х был заложен ландшафт паркового типа с радиально расположенной системой аллей и дорожек, чередующихся с декоративными полянами. Секрет этого парка открывается только сейчас. Если сравнивать его спутниковые карты из космоса со знаменитым парком "Сокольники", можно заметить тот же стиль ландшафтного проектирования: радиально исходящие лучевые просеки от центральных полян…
Парк у ЦНИИМАШа
Парк «Сокольники»
Это и не удивительно, ведь у этих парков один автор — М.П.Коржев. Кстати, он принимал участие и в проектировании ЦПКиО им.Горького.
Данный парк является неотъемлемой частью Национального Парка "Лосиный Остров" (5-м кварталом), и согласно Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 280 «О национальном парке "Лосиный остров"», отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и находится в федеральной собственности.
Он является рекреационной зоной, играющей буферную роль. На сегодняшний день это устойчивая биосистема, ареол обитания и гнездования редких птиц и животных. Тут можно встретить истинных жителей этого заповедника — лосей, видели и дикого кабана. Украшение парка — весенняя трель соловья, ландыш и земляника.
Устроился на ночлег, фотография Александра Опалева, Лосиный остров, 2014
Королёвцы вправе гордиться тем, что являются обладателями такого уникального парка, заслуживающего статуса национально-исторического достояния природного ландшафта! Любимое место горожан должно нетронутым перейти по наследству будущему поколению».
Обескуражило помимо прочего слово «ареол»… Есть «ореол» — блеск, почет, окружающие кого-нибудь, либо что-нибудь. Здесь должно быть: ареал (от лат. area — площадь, пространство) — «часть земной поверхности (или акватории), в пределах которой встречается тот или иной вид (род, семейство и т.д.) животных или растений». Поражает то, что подобная описка (рядом с крупнейшим научным учреждением!), да и другие стилистические неточности до сих пор не исправлены. Да, в былые времена читали написанное, не то что сейчас: ХХI век — в ушах микрофоны, глаза за очками…
Само название «Лосиный остров» появилось давно, в начале XVIII века. Царская семья отдыхала здесь, охотилась. Когда столицу перенесли в Петербург, следить за заповедным островом стали хуже: пустоши зарастали, рощи рубили на дрова. Однако, о нем не забывали: в 1822 году разделили на пятьдесят пять кварталов, опоясали межевым валом.
Система лесоустройства сложилась к 1842 году. Работы по правилам «лесной науки» начались именно здесь. Проводились лесные ревизии. «Лосиный остров» разделили на четыре части: дачный парк, национальный парк, заповедник и эксплуатационную часть. Даже в годы Великой Отечественной войны в «Лосином острове» не прекращались посадки леса под присмотром лесоводов.
Михаил Петрович Коржев работал над проектом развития Клязьминского лесопарка, когда Лосиноостровский лесной массив входил в территорию, охватывающую почти шесть тысяч га. Тогда же были произведены экспериментальные посадки насаждений на ряде участков, которые коллеги называли «Коржевскими» в знак признания его профессионализма.
Воспоминания старожилов Королёва о том, как лесоводы осуществляли эти грандиозные планы, несколько разнятся, но в то же время и дополняют друг друга. Вот их рассказы о том, как кормились люди, обрабатывая выделенные участки земли — послевоенные «огороды»:
1. Помню, что мама ходила сажать хвойные деревья зимой, в это время я нянчила маленького братишку. Надо было отработать определенное время в лесничестве за использование двадцати соток под выращивание овощей для семьи.
2. А меня родители брали с собой. Картошку сажали в междурядья — в рядках росли деревца будущего леса. В жару саженцы поливали, воду привозили в цистерне, установленной на машине. Картошку не поливали, а березки, рябинки, клёники, елочки обязательно. Тех, у кого много растений погибало, наказывали — отбирали участки…
3. Нам дали участок за дорогой, на территории заповедника — на самой настоящей свалке. Там и земли-то почти не было… А урожай получился неожиданно богатый. Приехал мамин брат с семьей (детей пятеро), картошки накопали столько, что мешками всю полуторку загрузили. Тетя села сверху, так на повороте к финским домам свалилась. Не разбилась, так как ехали медленно…
Жителей в послевоенном Калининграде было всего несколько тысяч, но о будущем лесе радели всем миром:
4. Саженцы привозили, участки были размечены, нам говорили, что сажать, на каком расстоянии друг от друга. Пололи и окучивали картошку и обязательно освобождали от соседей-сорняков деревца.
Вспомнив детские годы, мы искали березы, укоренившиеся в далекие 50-е. Берез много, но какие «наши»?.. Теперь все выглядит иначе: даже домик лесника и лесничество. Ориентиры поменялись…
Березовая аллея, фотография О.В.Зуевой, март 2014
А я между тем вспоминала рассказы мужа, у которого отец был лесничим. Влюбленность в лес, огромные площади, сложности с техникой и рабочими. Отец вечерами просеивал семена в родной избе: мешок принятых семян легок — там много пустых. Берешь горсточку в ладонь, дуешь... Пустые летят на пол. Мешок просеянных — тяжел, в нем много будущих растений. Бесплатно работали лесоводы и их родные. Когда взойдут семена, малышек рассадят в школки… Вся семья лесничего ездила сажать и пропалывать «культуры».
Поэтому понятно то, что ставший художником сын фаната леса Михаила Петровича (известный художник в третьем поколении Гелий Коржев, 1925-2012) Дон Кихота рисовал с отца, труд которого, его соратников и старожилов города — «Пятый квартал»: сосны, ели, березы, барбарис живы, растут, радуют нас и сегодня летом и зимой, весной и осенью.
Художник Г.М.Коржев. Дон Кихот и Санчо, 1980-1985
Конечно же, будут разные мнения об объездном пути… Но будем помнить, беречь и пользоваться тем, что создано до нас, что дано всем, кто ходит по лучам парка, читает, слушает, дышит этим удивительным хвойно-цветочным воздухом заповедника.
Спасибо нашему лесничеству за лес, за зверушек, за скамейки и схемы. Нас, горожан, теперь так много, но мы ничего не сажаем… А деревьев все меньше, но мы их не жалеем… Не так уж плохи были советские субботники, которые вспоминаются дружбой, приподнятым настроением. Их результаты видны сверху и через десятилетия — посмотрите сами…
Ольга Викентьевна ЗУЕВА,
март 2014 года
Послесловие
Только из этой статьи, готовя ее для сайта, с большим удивлением узнала о том, что хоженые-перехоженые мною просеки и тропинки в лесном массиве за КБ ХИММАШем — рукотворные! Да и о Коржеве услышала тогда впервые…
Как оказалось, Михаил Петрович Коржев (1897-1986) — один из основоположников советской ландшафтной архитектуры:
Практически все бульвары, парки и прочие крупные памятники ландшафтной архитектуры в Москве (Центральный парк культуры и отдыха, Главный ботанический сад, Измайловский парк, Лефортовский парк, Водный партер в Химках, парковый ансамбль МГУ на Ленинских горах — вершина его творчества и другие) были созданы при участии Коржева, где он выступал либо как автор и куратор проектов, либо как эксперт и член жюри конкурсов.
Свою научно-исследовательскую работу М.П.Коржев успешно совмещал с преподавательской деятельностью в области теории и практики садово-паркового искусства. Вместе со своими студентами в годы Великой Отечественной войны работал над оборонительной маскировкой столицы, а в послевоенные годы занимался восстановлением городских парков, скверов и бульваров, пострадавших в ходе вражеских бомбардировок.
Коржев М.П. Эскиз парка (фотография из интернета)
После выхода на пенсию М.П.Коржев совершенно бесплатно (кстати, еще при жизни его называли «Дон Кихот ландшафтный» за то, что он «служил парковому искусству беззаветно, бескорыстно и творчески») создал такие мини-шедевры как сад Музея изобразительных искусств имени Пушкина, сады дикой флоры при литературном музее Пушкина на Кропоткинской, 12 и на ВДНХ (совместно с М.А.Евтюховой).
Итог его жизни: более шестидесяти(!) осуществленных проектов, из них двадцать — парки и крупные сады и скверы.
Коржев М.П. Эскиз фонтана (фотография из интернета)
Но самым потрясающим для меня «открытием» было то, что Михаил Петрович в 1976 году обратил свой взор на уникальный парк в… моем родном городе Богородицке Тульской области — бывшей собственной волости императрицы Екатерины II (1767), а потом и ее внебрачного сына от Григория Орлова графа Алексея Бобринского (1762-1813).
Генплан центральной части парка. Объект культурного наследия «Усадьба Бобринских 1776 г.», реконструкция 2014 г.
Графский дворец, фотография Ольги Глаголевой, 2013
Совершить виртуальную прогулку по дворцу можно здесь: http://pavleg.livejournal.com/31632.html
Въездная башня, фотография Ольги Глаголевой, 2013
Коржев М.П. (справа) у Въездной башни дворца графов Бобринских, конец 1970-х гг.
(из фондов Богородицкого дворца-музея, фотография публикуется впервые)
Михаила Петровича, помимо всего прочего, глубоко заинтересовало творчество Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833) — знаменитого ученого-агронома, мастера ландшафтной архитектуры, «второго Ломоносова». По его признанию, он хотел спроектировать парк заново, как бы «за Болотова»…
Акварель А.Т. и П.А.Болотовых «Сцена, представляющаяся зрению, на углу нижней части вала при обелиске»
(из фондов Богородицкого дворца-музея, публикуется впервые)
Коржев М.П. Эскиз восстановленного обелиска Болотова в честь закладки парка в 1785 году
(из фондов Богородицкого дворца-музея, публикуется впервые)
Коржев М.П. Эскиз фасада здания со стороны парка
(из фондов Богородицкого дворца-музея, публикуется впервые)
Коржев М.П. Эскиз плотины (из фондов Богородицкого дворца-музея, публикуется впервые)
Разработка реставрации Богородицкого пейзажного парка XVIII века стала «лебединой песней» Михаила Петровича Коржева (к большому сожалению, по разным объективным причинам до сих пор неосуществленной)…
Ольга ГЛАГОЛЕВА
Особая благодарность Ольге Владимировне Перовой,
заведующей культурно-образовательным отделом Богородицкого дворца-музея,
за предоставленные материалы