Публикации‎ > ‎Архив‎ > ‎

«ЗА ЧАЙНЫМ СТОЛОМ» В ЖУКОВКЕ

Отправлено 20 апр. 2015 г., 9:07 пользователем Владимир Беляшин   [ обновлено 21 апр. 2015 г., 1:32 ]



    Бывает же такое: в магазинах города Королёва появилась продукция ООО «Кондитерская фабрика «Сладкая жизнь»» (Санкт-Петербург, проспект Стачек, 47) — хлебцы хрустящие «К завтраку».

    Это рядовое событие могло остаться незамеченным, если бы не упаковка хлебцев —            с репродукцией картины Константина Коровина «За чайным столом».











   С этой-то картиной, написанной в 1888-м году, и нашим краем связана интересная история. Итак, художник изобразил трех женщин и мужчину за чаепитием:


    Кто же они? Все три женщины принадлежали к знаменитым династиям: Поленовых-Львовых и Якунчиковых-Мамонтовых.

    Спиной к зрителю сидит Елена Дмитриевна Поленова, сестра знаменитого художника Василия Поленова, первая в России профессиональная женщина-художница:

Е.Д.Поленова. Гравюра начала 1890-х годов


    Ее прадедом по материнской линии был Николай Александрович Львов (1751-1803/04) — академик, писатель, музыкант, собиратель фольклора, а прадедом по линии отца — Алексей Яковлевич Поленов (1738-1816) — историк, просветитель, автор труда «О крепостном состоянии в России».

    Мать Елены — Мария Алексеевна Поленова (1816-1896) — художница-любительница, автор детской книги «Лето в Царском Селе», выдержавшей пять изданий. Отец — Дмитрий Васильевич Поленов (1806-1878) — историк, библиограф, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Е.Д.Поленова на пленэре в Абрамцево


    Лицом к зрителю сидит Наталья Васильевна Поленова (в девичестве Якунчикова), а боком — ее сестра, художница Мария Васильевна Якунчикова (в замужестве Якунчикова-Вебер).

    Наталья Васильевна Поленова была на четырнадцать лет моложе своего мужа — Василия Дмитриевича Поленова, знаменитого художника:

                            

                                    Кузнецов Н.Д. Портрет Н.В.Поленовой, 1885                             Захаров Г.А. Портрет В.Д.Поленова


    Знакомство их состоялось в доме Мамонтовых, так как Наталья приходилась двоюродной сестрой жене Саввы Ивановича Мамонтова — Елизавете Григорьевне Мамонтовой (урожденной Сапожниковой).

    Наталья Васильевна — художница-любительница, в Поленово хранится несколько ее картин, одна из которых написана в наших краях:


Поленова Н.В. Жуковка, этюд, 1888


    Но, выйдя замуж, она оставила живопись, всецело посвятив себя семье и дому. Тем не менее по ее инициативе были построены школы в селах Бехово и Страхово (ныне Заокский район Тульской области), причем школу в селе Страхово можно было быстро переоборудовать из школьного помещения в театральный зал со сценой. Так там возник первый народный театр, роли в котором исполняла крестьянская молодежь, а первым режиссером была именно Наталья Васильевна. Она скончалась 30 декабря 1931 года и покоится на старом Беховском кладбище.

    Родителями Марии Васильевны Якунчиковой, сидящей на картине в профиль, были Василий Иванович Якунчиков (1827-1907) — известный московский промышленник, меценат и Зинаида Николаевна Якунчикова (урожденная Мамонтова). В 1885 году Мария Якунчикова поступает вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, став неизменным участником «поленовских» рисовальных вечеров, где тесно сближается с семьей Поленовых, особенно с Еленой. За период их дружбы самой Еленой Поленовой было создано более ста замечательных акварельных пейзажей, с успехом экспонировавшихся на художественных выставках в Петербурге и Москве. Большинство этих пейзажей написаны в нашем крае.


М.Врубель. Портрет М.В.Якунчиковой, 1886-1889


    Мария Якунчикова, восхищенная пейзажами Поленовой, самозабвенно работает вместе с ней на пленэрах в Абрамцеве (в усадьбе С.Мамонтова) и в Жуковке, на даче Поленовых (дача не сохранилась, ныне эта территория «Российской школы», в которой можно было бы открыть замечательный школьный краеведческих музей). Они вместе здесь проводят лето 1887 и 1888 годов. Вот эта дружеская неразлучность Елены и Марии как раз и запечатлена Константином Коровиным на полотне «За чайным столом». 

    А кто же сидит слева в белой офицерской фуражке? Это приятель семьи Поленовых — подпоручик Вячеслав Иванович Зиборов. Какую-то историю, связанную с этим человеком, найти не удалось. Только краткие биографические сведения: родился 17 августа 1868 года, православный, женат, имел восьмерых детей. Участвовал в Первой мировой войне. Образование: 3-й Московский кадетский корпус (1885), 3-е военное Александровское училище (1887), Михайловское артиллерийское училище (1888). Чины: поступил на службу (с 26.08.1885), подпоручик (с 09.08.1888), поручик (с 11.08.1890) …Генерал-майор «за отличие на службе» (с 14.07.1914). Проходил службу: в 3-й резервной артиллерийской бригаде (1888-1894) (то есть на картине он изображен в артиллерийской форме), далее по истечении нескольких лет — командующий 7-й стрелковой дивизии (11.03.1917–19.10.1917). Был убит революционными солдатами 19 октября 1917 года. Других портретов В.И. Зиборова не обнаружилось, поэтому его изображение на картине К.А.Коровина можно считать единственным.

    И еще один, пятый персонаж незримо присутствует на этой картине (об этом "свидетельствуют" и отодвинутый стул, и тарелка со стаканом в подстаканнике) — сам художник Константин Алексеевич Коровин:


Фотография Константина Коровина, 1896


    Он родился в 1861 году, в 1875 году (14-летним!) поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителя, оказавшие на его формирование как художника наибольшее влияние, — Алексей Саврасов и Василий Поленов.

    Нас же в большей степени интересует еще одна его картина — «В лодке», написанная летом 1888 года, когда он был в гостях у своего учителя Василия Поленова в деревне Жуковке, расположенной у реки Клязьма:


    Здесь художник изобразил себя и художницу Марию Якунчикову (Вебер), свояченицу Поленова, о которой было рассказано выше:


    Импрессионистический характер всех «жуковских» работ Константина Коровина несомненен, что воплощало в то время новую для русской живописи концепцию. Таким образом можно заявить определенно: именно в наших краях зародилось новое направление в русской живописи!


Владимир ПАРАМОНОВ,

член Союза краеведов России

Comments