Публикации‎ > ‎Архив‎ > ‎

САМЫЕ «ЛЮБИМОВСКИЕ» МЕСТА

Отправлено 23 янв. 2015 г., 1:39 пользователем Владимир Беляшин   [ обновлено 5 апр. 2016 г., 3:55 ]


     Московский Художественный театр (МХТ) зародился в наших краях в самом конце XIX века: репетиции первых спектаклей проходили в Пушкино. По этому поводу Владимир Иванович Немирович-Данченко как-то шутливо заметил: «По всему этому местом рождения театра надо считать Пушкино и днем рождения 14/27 июня. А создавал эти репетиции, как и руководил всеми первыми собраниями нашей общей труппы он — Константин Сергеевич. Меня в то время не было даже близко — я был у себя в усадьбе. И так как без отца рождение возможно, а без матери — никак, то очевидно, «матерью» Художественного театра и, стало быть, моей «супругой» следует считать его — Станиславского. Что ребенок, может быть, родился больше в мать, чем в отца, это уже совсем другой вопрос… Вот».






 

    Действительно, великий Станиславский как режиссер начинался именно в Любимовке, в загородной усадьбе своих родителей — потомственных купцов Алексеевых. А появился на свет Кокося (так ласково звали Костю в семье) в Москве — 17 января 1863 года — в родовом особняке на Большой Алексеевской улице (дом №29). Знаменитая впоследствии фирма золототканого производства «Владимир Алексеев» была основана дедом Станиславского Владимиром Семёновичем Алексеевым (1795-1862) в 1862 году.

    Его младший сын Сергей, свободно владевший немецким и французским языками, пошел по стопам батюшки… Кстати сказать, любимейшие и до сего дня елочные украшения: блестящий дождик и мишура «родились» в конце XIX века именно на фабрике канители (тончайшей золотой и серебряной проволоки, из которой в том числе ткалась и парча) Алексеевых. Тогда по всей Москве о богатстве владельца золотоканительного предприятия, коммерции советника Сергея Владимировича Алексеева (1836-1893) говорили не иначе как: «Ведь ты не Алексеев», «Богат как Алексеев» и т.п.

 

Сергей Владимирович Алексеев (1836-1893)

 

    Вот только женился Сергей Владимирович «неправильно»: не на купеческой дочке с солидным капиталом, а на дочери приехавшей на гастроли в Москву французской актрисы Мари Варлей и владельца каменоломен в Финляндии Василия Абрамовича Яковлева (кстати, именно он поставлял гранит для   Александровского столпа на Дворцовой площади и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге) — Елизавете Васильевне Яковлевой (1841-1904).

    

Мари Варлей, конец 1860-х, музей МХТ


    Интересно, что и отец, и мать Станиславского с удовольствием играли в домашних спектаклях. У семьи была абонирована постоянная ложа в Малом театре и в итальянской опере. Так что у всех девятерых детей(!) Сергея Владимировича Алексеева театр, как говорится, был в крови.

 

Елизавета Васильевна с детьми (Константин стоит в центре), 1879 год


     Его старший сын — Владимир Сергеевич (1861-1939) успешно продолжил дело отца, став директором правления товарищества «Владимир Алексеев» и Даниловской мануфактуры, являясь одновременно и большим знатоком искусства (впоследствии он даже получит звание «Заслуженный артист РСФСР»). Был концертмейстером и музыкальным руководителем семейного Алексеевского драматического кружка; участвовал в работе частной русской оперы С.И.Мамонтова. В 1911 году совместно с режиссером П.С.Олениным осуществил первую в России постановку оперы «Чио-Чио-Сан» на сцене оперного театра Зимина (ныне филиал Большого театра). В 1918-1939 годах работал режиссером и педагогом Оперной студии, затем Оперного театра имени Станиславского. Совместно с братом участвовал в постановке спектаклей «Царская невеста», «Майская ночь» и «Золотой Петушок» Римского-Корсакова, «Богема» Пуччини.

    Являлся попечителем земского начального училища, открытого в 1910 году в Тарасовке.

 

Владимир и Константин Алексеевы, 1879 год


    Второй сын — Константин Сергеевич Станиславский (псевдоним), актер и режиссер, теоретик сценического искусства, почетный Академик Петербургской Академии наук (1917), почетный академик АН СССР (1925), народный артист РФ (1923), народный артист СССР (1936).

    Младший сын — Борис Сергеевич  играл в Обществе искусства и литературы.

    Дочери:

- Мария Сергеевна Оленина-Лонг — певица;

- Анна Сергеевна Штекер (во втором браке Красюк) одно время выступала на сцене Художественного театра под фамилией Алеева;

- Зинаида Сергеевна Соколова также была актрисой, заслуженная артистка РСФСР. В 1919 году руководила театральной студией при Доме культуры бывшей шелковой фабрики В.Н.Сапожникова в сельце Куракино (сейчас это королёвская «Передовая текстильщица»). Тогда полсотни студийцев под ее руководством репетировали спектакль по мотивам русской народной сказки «Подснежник». На одной из репетиций присутствовали Константин Сергеевич Станиславский и Василий Иванович Качалов. Спектакль им очень понравился. На премьерном показе «Подснежника» собралось почти все местное население… И хотя спектакль показали всего пару раз, о нем помнят и рассказывают и поныне. А коренная жительница деревни Тарасовка (Пушкинский район) Лидия Степановна Сафронова хранит уникальную премьерную фотографию, на которой в числе артистов запечатлен и ее дед — простой крестьянин Григорий Крестинин (стоит в третьем ряду в центре).

 

 

    Нельзя не отметить и то, что и для детей третьего поколения купеческих династий Алексеевых, Бостанжогло, Третьяковых, Коншиных образом жизни также стали музыка и театр…

Бывший особняк Алексеевых, Большая Алексеевская улица, дом №29

 

    В 1867 году этот роскошный особняк в стиле ампир родители Кости отдали для устройства в нем дома призрения (приюта) вдов и сирот московского купечества, а сами перебрались в новый дом у Красных ворот, где Константин Сергеевич прожил в общей сложности сорок лет.

    И все же именно Любимовка на берегу Клязьмы, словно оправдывая свое название, была любимейшим местом пребывания семейства Алексеевых. Это имение (примерно 55 гектаров) в тридцати верстах от Москвы, около полустанка Тарасовка, купили Сергей Владимирович с сестрой Верой Сапожниковой у дворян Туколевых 20 марта 1869 года. Знаменитому купеческому роду Любимовка принадлежала почти полвека…

 

 

 

Флигель, где жил Владимир Сергеевич (главный дом усадьбы сгорел)

 

    Именно здесь теперь семейство проводило каждое лето, устраивая праздники с фейерверками и любительские спектакли в специально построенном летнем флигеле. Инициатором театральных затей был конечно же Кокося, с упоением игравший небольшие роли со своими братом и сестрой — Володей и Нюшей. Первыми его ролями были отставной учитель математики Молотов в водевиле «Старый математик, или Ожидание кометы в уездном городе» и чиновник Стуколкин в водевиле «Чашка чаю». Первое представление давали 5 сентября 1877 года. Домашний летний театр пользуется огромным успехом у домочадцев и по всей округе.

    Но это все будет позже, а пока… такие вот любимовские мальчишеские «шуточки»: теплой летней ночью все любимовские ребята, завернувшись в белые простыни, поджидали в придорожной канаве Троицкой дороги очередную группку паломников, идущих в Сергеев Посад на богомолье. Затем выскакивали на дорогу, изображая приведения, и улюлюкали вслед насмерть перепуганным богомольцам, убегающим прочь, отбивая посохами мелкую дробь по укатанной дороге…

    Любил Костя и скачки на чистокровном английском скакуне по кличке «Причудник», купленном за шестьсот рублей (огромная сумма по тем временам)… Швейцарец Венсан, обучающий его верховой езде, утверждал, что Кокося скачет как молодой кентавр. Обитатели Тарасовки, Хутора, Звягина, Черкизова, Пушкина восторженно глядели вслед «летящему» всаднику. А юные дамы из окрестностей Любимовки называли его между собой «Красавчик»…

    А еще в Любимовке можно было кататься на «корабле» по Клязьме…

    Все это было бы хорошо, если бы не одно «но»: у Кости не ладилось с учебой. После домашнего обучения (весьма среднего уровня, как оказалось) его устроили в Четвертую классическую гимназию (лучшую в Москве), но, проучившись с грехом пополам два года, он сбежал оттуда. В 1878 году была попытка начать учиться в Лазаревском институте иностранных языков, начальные восемь классов которого соответствовали гимназии, но латынь оказалась для него неодолимой…

    В конце концов в 1881 году 18-летний Константин окончательно бросает учебу и становится… управляющим на семейной фабрике. Казалось, дело пошло — в 1900 году на Всемирной выставке в Париже его наградили золотой медалью за обязанный именно ему новый вид золотоканительных нитей, отличающихся особой тонкостью и мягкостью! Пятью годами позже на заседании правления фабрики под председательством Станиславского будет принято решение об организации производства электротехнической проволоки — трудно переоценить этот шаг для развития электротехнической промышленности, в частности, для производства вольфрамовых  спиралей для ламп.

    Проявившиеся способности Кокоси высоко оценил его двоюродный брат Николай (московский городской голова, между прочим!), пригласив на должность казначея, а потом и члена дирекции Московского отделения Русского Музыкального общества и состоящей при нем консерватории. Его сотоварищами по дирекции консерватории были П.И.ЧайковскийС.И.ТанеевС.М.Третьяков

    Но истинной страстью Константина по-прежнему был и оставался театр — все эти годы он не забывал свою детскую мечту: открыть в Москве «Цирк Констанцо Алексеева».

 

Здание театра в Любимовке  (построено в 1882 году)

 

Восстановленное здание в наши дни

 

    Одной из любимовских зрительниц, а потом и участниц спектаклей была внучка московского профессора, дочь почтенного нотариуса, классная дама Екатерининского института Мария Петровна Перевощикова — будущая супруга Станиславского, взявшая псевдоним Лилина. Они познакомились в 1888 году, играя в спектакле «Баловень». И уже летом следующего года венчались в домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Любимовке.

 

 

  

 

 

Домовая церковь в Любимовке

 

    Но по мнению краеведа Сергея Ивановича Мельникова, это «действо» венчанием назвать никак нельзя, ибо никаких документальных подтверждений этого события нет.

    Маршрут свадебного путешествия молодых был традиционен — Германия, Франция, Вена... В марте 1890 года в семье родилась дочь Ксения, но вскоре она заболела пневмонией и 1 мая умерла. В июле следующего года родилась еще одна дочь, которую назвали Кирой; в 1894 году — сын Игорь... Кстати сказать, прожили супруги в любви и согласии полвека!

 

 

Станиславский в Любимовке, 1903 год

 

    День 7 октября 1898 год стал для Станиславского самой важной в жизни датой — ведь именно тогда, в компании с Саввой Тимофеевичем Морозовым и Владимиром Сергеевичем Немировичем-Данченко он открыл легендарный Художественный театр. О Художественном театре, думается, говорить не приходится: о нем существует целая литература. Лишь напомним, что театр начинался спектаклем «Царь Федор Иоаннович» в помещении зимнего театра сада «Эрмитаж», репетиции которого проходили в Пушкино и Любимовке!

 

Здание МХТ в Камергерском переулке, 1900-е годы

 

    Похоронили Константина Сергеевича на Новодевичьем кладбище за монастырской стеной. Этот уголок теперь называют «Вишневый сад»...

    А начиналось когда-то все в его любимой «Любимовке»!

 

 

Владимир ПАРАМОНОВ, член Союза краеведов России

                                                                                          Раиса СТЕПАНОВА

Comments