Публикации‎ > ‎Архив‎ > ‎

КУРАКИНСКАЯ ШКОЛА САПОЖНИКОВЫХ

Отправлено 27 мар. 2020 г., 04:44 пользователем Союз Краеведов


 

Фотография из интернета

 

В середине 70-х годов XIX века известный московский предприниматель Владимир Григорьевич Сапожников (1843-1916) решил расширить свое производство шелковых и парчовых тканей и в дополнение к своей московской шелкоткацкой фабрике открыть в Подмосковье еще одну, которая должна была стать образцовым текстильным предприятием. Так в 1875 году в сельце Куракине на правом берегу Клязьмы появилась новая шелкоткацкая фабрика.

Либерально настроенный и прогрессивно мыслящий фабрикант полагал, что помимо технических новшеств фабрика должна располагать и развитой инфраструктурой. И началось строительство спальных помещений (казарм) для рабочих, бани, прачечной, торговой лавки. Медицинское обслуживание должна была обеспечить бесплатная Елизаветинская лечебница, открытая дядей В.Г.Сапожникова Сергеем Владимировичем Алексеевым [отцом К.С.Станиславского] в соседней деревне Комаровке 26 ноября 1873 года.

 

Елизавета Васильевна и Владимир Григорьевич Сапожниковы, 1877 г.

 

Сложнее обстояло дело с обучением детей рабочих. В 1875 году в Мытищинской волости существовало только три начальных народных училища: Мытищинское земское, Листвянское частное (в нынешнем Черкизове) и Болшевское Императорского человеколюбивого общества. Все они были расположены достаточно далеко от Куракина и не могли принять дополнительное число учеников. Поэтому в 1876 году В.Г.Сапожников открыл частное бесплатное начальное училище при фабрике в Куракине.

Попечительницей училища стала его жена, 20-летняя Елизавета Васильевна Сапожникова [урожденная Якунчикова], преподавать Закон Божий согласился дьякон Болшевской церкви Иван Александрович Никольский. Учительницей общеобразовательных предметов была приглашена совсем юная и неопытная учительница, закончившая в том же году Полоцкое училище духовного ведомства Е.И.Фалютинская. Дочь священника, Елизавета Ивановна блестяще сдала выпускные экзамены и бесстрашно отправилась в совершенно незнакомые ей места, где, как оказалось в дальнейшем, ей предстояло проработать всю жизнь.

 

Аттестат Е.И.Фалютинской, 10 июня 1876 г.,

публикуется впервые

 

Для школы было построено специальное одноэтажное деревянное здание. В нем разместились две классные комнаты общей площадью 45 квадратных метров и квартира учительницы. Сапожниковы полностью обеспечивали школу учебниками, наглядными пособиями и канцелярскими принадлежностями.

 Учебная программа соответствовала программе, разработанной Московским уездным училищным советом, и предусматривала обучение в течение трех лет Закону Божиему, письму, чтению и арифметике.

Первоначально предполагалось, что во вновь открытой школе будут обучаться девочки, живущие в Куракине, в том числе и работающие на фабрике. Наплыв желающих оказался огромным: 1 сентября за школьные парты новой школы село сразу 106 девочек! Причем рядом с четырьмя 8-9-летними малышками сидели уже девицы на выданье, 16-17 лет.

Но первый блин оказался комом: работницам фабрики было трудно совмещать работу и учебу. Молодая преподавательница не могла добиться твердого усвоения учебного материала сотней разновозрастных учениц. Был велик отсев.

Потерпев неудачу в первом учебном году, попечительница и преподаватели решили радикально пересмотреть подход к организации школьного учебного процесса. Во-первых, было резко ограничено число учащихся; во-вторых, приоритет при приеме стал отдаваться мальчикам, так как родители учащихся были прежде всего заинтересованы в обучении сыновей. Во многом это было обусловлено тем, что мальчики, получившие свидетельство об окончании начального училища, в дальнейшем пользовались льготой — в случае призыва в армию срок службы для них сокращался на два года. В-третьих, принимать в школу стали детей не только из Куракина, но и из близлежащих селений: Тарасовки, Максимкова, Любимовки и Комаровки.

Результат не замедлил сказаться. Инспектор народных училищ Московского уезда И.Ю.Некрасов в 1878-1879 учебном году посетил Куракинскую школу. В своих заметках о частных сельских училищах уезда он писал: «Куракинское училище тоже с нынешнего года начало правильный ход обучения по программе Училищного Совета. Оно вообще открыто недавно, и прежде учились в нем лишь девочки из живущих при фабрике, теперь оно устроено и для мальчиков. Господа Сапожниковы не жалеют средств и забот на лучшее развитие своего училища [здесь и далее выделено мной. — О.Г.]».

В 1880 году Куракинское училище, в котором были только младшее и среднее отделения (всего 27 человек), приняло в старшее семь человек из Листвянского частного училища, располагавшегося на территории нынешней Мамонтовки. В мае того же года все они успешно сдали выпускные экзамены и получили свидетельства об окончании училища. Инспектор народных училищ Н.И.Каверзнев в своем отчете отмечал: «Успехи по всем предметам хороши. Здание для училища светлое, теплое, удобное, классная мебель удобная. Учебных пособий и руководств вполне достаточно. Все это жертвуется попечительницей, женою учредителя Е.В.Сапожниковой».

Как видно, учительница Елизавета Ивановна Фалютинская постепенно набиралась опыта, ученики год от года демонстрировали хорошие знания. В 1882-1883 учебном году в трех отделениях школы училось 38 человек (33 мальчика и 5 девочек), а в помощь Фалютинской была приглашена еще одна учительница — Вера Калинниковна Савицкая, которая преподавала в младшем отделении. Это позволило Елизавете Ивановне взять на себя дополнительную нагрузку: преподавание в старшем отделении основ чертежного дела.

Это не осталось незамеченным для Училищного совета. Член совета В.П.Афанасьев, присутствовавший на выпускном экзамене, с удовлетворением констатировал: «Экзаменуя детей, становится очевидным, что учителя Фалютинская и Савицкая энергично трудились над развитием детей. То же следует выразить и о законоучителе диаконе Никольском. В Куракинском училище следует обратить внимание на прекрасные успехи учащихся по чертежной части, которыми дети обязаны всецело почтенной преподавательнице Е.И.Фалютинской».

Для подростков, работающих на фабрике, рабочий день был сокращен до 8-ми часов, причем это было сделано в 1881 году — за два года до вступления в силу закона о труде малолетних, вводившего эту норму. А для тех из них, кто совмещал учебу и работу, было определено время учебы: с 17.00 до 19.30. Так в Куракине появился прообраз будущих вечерних школ рабочей молодежи.

При школе была создана богатая библиотека, постоянно пополнявшаяся новыми книгами. Ей пользовались не только ученики школы, взрослое население Куракина также активно читало библиотечные книги.

Старания попечительницы и педагогов школы не могли не сказаться. В 1884 году член Училищного совета В.И.Орлов высоко оценил успехи преподавателей и учеников: «Господа Сапожниковы, очевидно, с любовью относятся к своему училищу и не останавливаются перед расходами для надлежащей его постановки: школьное здание прекрасно приспособлено для занятий и обладает надлежащим простором; помещение учительниц, находящееся в том же здании, также удобно. В училище имеется много наглядных пособий, помогающих ученикам основательно усваивать все преподаваемое им. Благодаря всему этому, а также и тому, что учительницы и законоучитель вполне опытны в деле преподавания и с энергией ведут его, успехи учеников, обнаруженные на экзамене, вполне достаточны.

По Закону Божиему ученики младшего отделения хорошо усвоили молитвы и имеют понятие о всех двунадесятых праздниках; ученики среднего отделения отчетливо изучили все 12 членов Символа веры, прекрасно рассказывали притчи и чудеса Христовы и обнаружили удовлетворительное знание песнопений и священных действий, входящих в состав божественной литургии. Читают по любой книге внятно и с пониманием, прочитанное хорошо рассказывают, знают наизусть много стихотворений и порядочно декламируют их.

Ученики среднего отделения довольно основательно усвоили весь элементарный курс грамматики, написали во время экзамена под диктовку почти все без ошибок. Почерк всех учеников замечательно твердый и красивый, достигается это неуклонным применением принятого метода скорописи, чем занимается г-жа Фалютинская, обладающая сама прекрасным почерком. Арифметические задачи, как умственные, так и письменные, решают довольно быстро и отчетливо рассказывают план решения.

Ученики среднего отделения имеют некоторые сведения из родиноведения и мироведения, что достигается толковым чтением, сопровождаемым объяснениями. Вообще училище поставлено очень хорошо, ввиду чего я позволил бы себе предложить выразить от Училищного совета признательность г-же попечительнице».

Но нет предела совершенству — для повышения навыков церковного пения в школу был приглашен известнейший регент хора Чудова монастыря, располагавшегося в московском Кремле, Алексей Иванович Мечёв.

С 1884 года и вплоть до конца XIX века в отчетах Московского уездного Училищного совета отзывы о Куракинской школе Сапожниковых только превосходные. Ежегодно попечительница и учителя получали благодарности совета. Так, в 1887 году законоучитель дьякон Никольский за отличную работу в Куракинской школе епархиальным ведомством был награжден серебряной медалью, а в 1888 году попечительница школы Е.В.Сапожникова получила письменную благодарность министра народного просвещения графа Делянова.

В 1894 году Закон Божий стал преподавать священник Болшевской церкви Николай Сергеевич Георгиевский. Его преподавательская деятельность в Куракинской школе продолжалась вплоть до 1917 года.

При Советской власти он продолжал выполнять обязанности протоиерея все того же Космодамианского храма в Болшеве. В 1931 году протоиерей Георгиевский был арестован, обвинен в контрреволюционной агитации и сослан на три года в Казахстан. Через два месяца после ареста 66-летний отец Николай умер в пересыльной тюрьме ОГПУ в Алма-Ате. В апреле 2005 года Русской православной церковью он был причислен к лику святых.

К 1900 году в школе училось уже 112 человек, преподавание вели три учителя: Фалютинская Е.И., Горин С.И., Горина Ю.К. Старое здание уже с трудом вмещало такое количество учащихся, и хотя еще в 1885 году к школьному зданию была сделана пристройка, Сапожниковы решили выстроить для школы более просторное и удобное помещение. И в 1901 году распахнулись двери нового школьного здания. Оно было деревянным, двухэтажным. На первом этаже было расположено два класса и квартиры учителей, куда вел отдельный вход, на втором — три класса. Общая площадь учебных помещений составляла 195 кв.метров. Школа отапливалась печами, облицованными белыми изразцами, в здании был водопровод, а освещалось оно электричеством от фабричной электростанции!

 

Клавдия Андреевна Иванищева, школьная мед.сестра

у правого входа в школу, где жили преподаватели, сентябрь 1949 г.,

фотография из архива автора, публикуется впервые

 

Запасной, левый вход в школу,

фотография из архива Н.В.Голубевой,

публикуется впервые

 

Дом № 4/3 на Фабричной улице

выстроен на месте школы Сапожниковых,

фотография Н.В.Голубевой, 2020 г.

 

Ежегодные расходы на содержание школы обходились Сапожниковым более чем в 3000 рублей. Из них жалованье учителям составляло 2330 рублей, приобретение книг и канцелярских принадлежностей 220 рублей, устройство ежегодной рождественской елки — 100 рублей.

Существенное увеличение учебных площадей позволило начать обучение детей ремеслам: девочек в специальном классе рукоделия, а мальчиков — в переплетном классе.

В 1910 году Московский уездный Училищный совет принял решение о переводе части школ уезда на 4-хлетний срок обучения. Причем в земских учебных заведениях дополнительных должностей преподавателей не предусматривалось. Иное дело — частная школа Сапожниковых: с 1912 года в ней был открыт четвертый класс, а штат учителей пополнился еще одной преподавательской должностью. Преподавать в школу была приглашена Елизавета Алексеевна Дорофеева, закончившая в том же году Московскую женскую гимназию.

В 1912/13 учебном году в школе в четырех классах училось 123 человека (63 мальчика и 55 девочек). Такой школа подошла к Первой мировой войне и революциям 1917 года.

Владимир Игоревич ЩИПИН,

историк, полковник в отставке,

2012 год

 

Comments