арх_первомайский
ДВЕ ПЕРВОМАЙКИ
ДВЕ ПЕРВОМАЙКИ
До недавнего времени много лет в нашем городе было два Первомайских района, жители которых ласково называли их «Первомайка». Находятся они в разных частях города, и у каждого своя история.
Первомайка на Ярославке
Западная граница Королёва проходит по Ярославскому шоссе. Дорога эта историческая, изначально называлась Троицкой. С 40-х годов XIV века шел по ней православный люд к Троице, к отцу Сергию за помощью и советом, за праведным словом. Преподобный Сергий Радонежский — игумен земли Русской, чудотворец, «благодатный воспитатель русского народного духа» (Василий Осипович Ключевский). На карте-схеме города по левой стороне Ярославского шоссе (если ехать от Москвы) мы видим небольшой жилой район напротив проходной 2-го производства РКК «Энергия». Это и есть бывшая «Первомайка». Как, когда и почему она здесь появилась?
Перенесемся в 20-30 годы прошлого века. Называем первое имя — Леонид Васильевич Курчевский, 1891 года рождения, окончил физмат МГУ на Моховой. Курчевский спроектировал в 1923 году динамо-реактивную пушку (ДРП). Работая в системе ВСНХ, изготовил первые образцы ДРП для мотоцикла и машины. Малый вес, мобильность, низкая себестоимость — преимущество для создания новых вооружений армии и флота. Работа шла успешно, но в 1924 году Курчевского обвинили в растрате госсредств (не для себя) и отправили на Соловки (СЛОН), где он провел несколько лет…
Л.В.Курчевский (1890-1937)
На Соловках Леонид Васильевич, благодаря таланту изобретателя, неуемной энергии и веселому нраву, сделал немало полезных, нужных и добрых дел. Потом его не просто освободили, а вызвали и дали направление в Подлипки (поселок Калининский) — на завод № 8, цех 5, для создания новой ДРП. После изготовления и успешных испытаний направление по ДРП становится приоритетным. И теперь назовем второе, очень известное имя — Михаил Николаевич Тухачевский (тогда он был начальником вооружений РККА). Тухачевский дает работам Курчевского «зеленую улицу». Выделяются большие материальные средства, строится новое ОКБ-1 и производственная база в густом лесу нынешнего Завокзального района. Вскоре здесь появился большой жилой район для рабочих и служащих нового предприятия. По названию самой большой улицы — Первомайской — и район стал называться Первомайским (сейчас это Залинейный район).
Последний кирпичный дом в бывшей Первомайке (№ 2, ул.Школьная)
Судьба Л.В.Курчевского сложилась трагически: его расстреляли в 1937 году во время массовых репрессий «врагов народа», среди которых оказался Тухачевский и многие из тех, кто был связан с ним служебными контактами и дружескими отношениями. О жизни Леонида Васильевича Курчевского и его делах более обстоятельно и подробно можно узнать в музее Переславля-Залесского, где он родился.
Первомайка на Клязьме
На картах XVIII века на правом берегу Клязьмы видим деревню Лапино, Лапинский овраг и село Болшево. Именно здесь, на Болшевских землях, в 1715 году Иван Тиммерман (сын Франца Тиммермана, одного из сподвижников Петра I) заложил полотняный завод. Петр I строил флот, а флоту нужно парусное полотно… Со временем фабрика переходила к новым владельцам: Пастухову, Пантелееву — предприимчивому и напористому купцу. Был купцом, стал дворянином за заслуги перед Отечеством. В 1845 году сын Пантелеева делает уже бумажный плис. Старшее поколение помнит блестящие тужурки, которые носили женщины, особенно деревенские еще в 50-60 годах прошлого века. Новый этап жизни фабрики, которая тогда называлась «Лапинская мануфактура», начался при Рабенеках. Они уже более полувека в Болшеве и Щёлкове занимались крашением пряжи и ткани. Купив Лапинскую фабрику в 90-х годах XIX века, Франц Рабенек с немецкой основательностью начал свои преобразования. Его управляющий Константин Федорович Кнорре строит новый производственный корпус, сушильни, склад, общежития для семейных и холостых (народ называет их казармами), железную дорогу с Торфянки для подвоза торфа (топлива); проводит водопровод (водонапорная башня стоит до сих пор).
К.Ф.Кнорре (1870-1925)
Ф.Рабенек затем образует акционерное общество «Болшевская мануфактура» с привлечением зарубежных капиталов. Среди акционеров — знакомые имена: Шпис (его дача находилась на краю оврага со стороны храма Косьмы и Дамиана), отец и сын Ценкеры (дом-красавец, рядом со школой), Штекер (усадьба на Горках, улица Кирова), Крафт (поставщик хлопка, усадьба в Костино). У них были большие планы, но события начала XX века не дает им осуществиться… После Октябрьской революции фабрика простаивает. Только в 1925 году она начинает работать и, по просьбе трудящихся, получает имя «Фабрика Первого Мая». После открытия фабрики существовавший здесь поселок получает новое имя «Сталинский». Так же стали называться и поселковый совет, и школы № 1, № 2, № 3 — Сталинские. После смерти И.В.Сталина в 1954 году и борьбы с культом личности (при Н.С.Хрущеве) поселок переименовывают в «Первомайский», и сегодня это — единственный район с таким названием в наукограде Королёв.
Елена Ивановна ПРОТОГЕНОВА |
ЖИЗНЬ НА «СПАЛЬНЕ»: 1920-е годы (часть 3)
Дети
Почти все взрослые обитатели «спальни» днем были на работе. Дома оставались дети, совсем немного бабушек и несколько большее число нянек. Обычно няньки — девочки от 12 до 16 лет, которые нанимались чуть ли не за харчи. Где-то, иногда довольно далеко, деревенская семья с удовольствием сбагривала подросшую дочку «с хлебов долой», и она оказывалась в рабочей семье, где хозяйка не хотела отдавать ребенка в ясли. Конечно, она участвовала во всех домашних работах, а соседки-сверстницы были ей подругами. Детей много на «спальне», потому что семьи молодые, обычный возраст родителей — 30-35 лет. Во что играли дети? На улице игры у всех одинаковые: зимой на санках с гор катались — что в Болшеве или в Горках, что на Первомайке. Летом повсеместно играли в лапту или гоняли чижика, правда, здесь у этой игры было другое название — «колипень».
Игра в «Чижика», фотография из интернета Дома же просторы коридоров и наличие других помещений позволяло детям заводить игры, подобные летним, в любое время года — в войну, в казаки-разбойники, даже водить хороводы. Но днем, когда взрослые на работе, девочки, собираясь по двое-трое у кого-нибудь в комнате, играли в свои девчачьи игры: в куклы, в лоскутки, в «камушки». Последняя заключалась в том, что пять маленьких камешков укладывались на ладошку, подбрасывались и ловились особым манером по очереди. Сначала — одной ладонью. Следующее упражнение чуть сложнее: камешки на тыльной стороне, а поймать нужно на ладонь; потом — наоборот. Еще нужно было хлопнуть в ладоши, пока камешки в воздухе и т.д., всё усложняя задания. Похожие правила были при игре в мяч, для чего выходили в коридор: мяч должен стукаться в стенку и об пол. Случалось, вспоминая весну, девочки играли в «классики», разрисовывая мелом бетонный пол в коридоре.
Игра в «Классики», фотография из интернета Случались, конечно, ссоры, но повздоривших девочек скоро мирили. Ритуал был таков: примиряющиеся сцеплялись согнутыми мизинцами, а примирительница произносила; «Мирись, мирись, не ругайся, не дерись». У мальчишек были свои игры, например, на лестнице. Железные ее перила, отполированные до блеска, годились для игры со скобкой: достаточно тяжелая металлическая скоба, согнутая по поперечному сечению перила, надевалась на перило на 4-м этаже и с легким звоном скользила вниз, а за ней, прыгая через две-три ступеньки, мчался ее владелец. Конечно, можно было съехать по перилам и самому, мальчики превосходно умели это делать. Мальчишеские игры отличались большим разнообразием, часто возникали новые, неизвестные ранее. Кто-то изобрел изумительно простой свисток, издающий прямо-таки «милицейскую» трель, а сделан-то был всего лишь из полоски жести от консервной банки и кусочка пробки. Спустя несколько дней, засвистала вся «спальня», а за ней — вся Первомайка. И, оказывается, главное удовольствие — сделать свисток, а не пользоваться им! Тешились недолго — надоело. Трели прекратились к большому облегчению взрослых. А у мальчишек уже другое увлечение: запускать жестяной пропеллер с нитяной катушки. На катушку наматывается нитка, осью служит большой гвоздь; в торце катушки — два маленьких гвоздика без шляпок, на них надевался пропеллер, для чего в нем были две соответствующие дырочки. Потянул нитку — и пропеллер, превратившийся в прозрачный диск, парит под потолком. Но уже новое увлечение вытесняет и летающий пропеллер. У кого-то нашлась тонкая трубка, из нее сделано простейшее «духовое ружье»: трубка вонзается концом в сырую картофелину — внутри остается пробка, затем то же делается другим концом. Одна пробка служит поршнем, другая — пулей: «поршень» проталкивается шомполом — и «пуля» с хлопком летит на порядочное расстояние. Родители ворчат: картошки много перепортили, да и «пули» повсюду валяются. Ну ладно, вот совсем тихое занятие: подобие курительной трубки: в нее дуют, струя воздуха бьет вверх, и над трубкой пляшет пробковый шарик. Соревнование: кто дольше продержит шарик в воздухе. Длинные пустые коридоры (выставлять что-либо в коридор из комнат до середины 30-х годов нужды не было) позволяли проводить и совершенно экзотические состязания. Мальчик садился на пол, надевал на колени связанный концами шнурок и закручивал его так, чтобы шнурок зажимал все время большое металлическое кольцо. Достаточно закрутив, начинал разводить колени — раскрученное до огромной скорости кольцо падало на пол и стремительно, со звоном, мчалось по коридору от одного конца до другого. Почему я так подробно об этом рассказываю? Потому что других игрушек у ребят не было! Даже куклы у девочек были в основном самодельные. Если кому дарили настоящую, купленную в магазине, то к счастливице сбегались сверстницы со всей «спальни» — посмотреть. В магазинах игрушек было полно, да купить их трудно было решиться: родители тех детей всего лишь два-три года перестали быть безработными. Первые заботы — накормить, обуть, одеть. О приобретении необходимой мебели многие только мечтали, а пока в комнатах были казенные железные кровати, табуретки, столы вроде кухонных. Игрушки можно было покупать у Сережи-татарина. Он был торговец-джентльмен. Требуются ботинки малышу — пожалуйста. Денег нет? Ладно, берите, заплатите в получку. И записывал долг в свою тетрадку. Но если малыш выпрашивал игрушку ценою этак рублей в пять, прекращал мучения матери словами: «Игрушка дорогая, у вас денег не хватит». И ребенок замолкал — ничего не поделаешь. Зато с раннего детства это поколение выучилось мастерить. Не только на Первомайке, во всех городах и весях российских. Спустя пять-десять лет многие из этих ребят строили летающие модели самолетов, ломали голову над самодельными фотоаппаратами, радиоприемниками. Голь на выдумки хитра! Но когда пришел черед им, уже 30-летним, принять на свои плечи заботы страны, оказалось, что именно это поколение дало превосходных инженеров и рабочих, выдающихся ученых. Это они обеспечили громадный скачок в науке и технике второй половины 50-х годов.
Зимний вечер Осенью и зимой темнеет рано. Сумерки, быстро сгущавшиеся во всех помещениях «спальни», мало кому нравились. Но вот вспыхивал свет сразу во всех комнатах и коридорах — это дежурный электромонтер включил рубильник. Маленькие приветствовали свет радостным «Э-э-э!», на несколько секунд заполнявшим все этажи. Выключателей нигде не было — ни в комнатах, ни в коридорах, ни в местах общего пользования. Если нужно погасить свет, откручивали лампочку на один-два оборота, но во многих комнатах он горел всю ночь. Некоторые так к этому привыкали, что сами признавались, что боялись спать в темноте. Наибольшее оживление в коридорах наступало вечером: в комнатах не разыграешься — взрослые вернулись. Собирались группами — большими или маленькими. Кое-где, усевшись прямо на пол, ребята — и мальчики, и девочки — по очереди рассказывали сказки и истории, особенно нравились жуткие, мороз по коже, как в «Бежином луге» Тургенева. Девочки больше любили петь и хороводы водить. Самые маленькие, например, затевали такую игру: двое, взявшись поднятыми руками, устраивали воротца, а остальные цепочкой в них проходили, распевая: «Ходи в петель, ходи в рай, ходи в дедушкин сарай, Там и пиво, там и мед, там и дедушка живет». Или: «Отдай мои деньги — четыре копейки, Я на эти деньги куплю себе серьги…» Песенка вроде считалочки, мелодия простая. Если кому покажется очень уж примитивно, пусть вспомнит свои теперешние — много ли в них смысла. А тем детям было весело в общей игре. Даже девочки постарше, школьницы, в это время охотно забывали «правильные» песни, которые они пели, когда класс парами шел на экскурсию или на митинг. На «спальне» они предпочитали другие, удивительным образом прилетевшие сюда через годы и расстояния из каких-то дворянских усадеб или женских гимназий: «Вот едет рыцарь вдоль села, пастушка там овец пасла…» И дальше о том, как, очарованный красотой пастушки, рыцарь предложил ей руку и сердце. Или водили хоровод вокруг одной девочки: «В этой корзиночке много цветов, мы их набрали из разных садов. Роза, фиалка и лилия тут есть — можно для Милы веночек сплесть…» Иногда сам собой устраивался вечер художественной самодеятельности… «Милочка, Милочка, как вы хороши, любят вас девочки ото всей души…» Собиралось много детей, присоединялись мальчики. В таком случае старались занять сушилку — было такое помещение на третьем этаже, около красного уголка. Каждый был не только зрителем, но и исполнителем — спеть или сплясать, или хотя бы коротенький стишок рассказать. Любой номер принимался с радостью. Выходил настоящий концерт! И снова игры. Например, такое действо: участники становились двумя рядами напротив и поочередно надвигались — один ряд на другой: «Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли. Бояре, мы невесту выбирать, молодые, мы невесту выбирать. Бояре, вы зачем пришли, молодые, вы зачем пришли?..» Распевка была бесконечной, и этим, наверное, нравилась. Страшно любили прятки. Пока тот, кто водит, отсчитывал: раз, два, три… и так до 50-ти или больше, ватага мчалась по коридорам, распевая хором: «Постой-погоди, постой-погоди…» Случалось, на неистовый топот выскакивали рассерженные соседи, ругаясь и норовя угостить шлепком кого-нибудь из бегущих. Но дети ловко увертывались и не особенно обращали на них внимание. Бывало, из-за аварии в электросети Вернецкая и Лазарет погружались во мрак.
«Лазарет» (казарма № 7)
Неприятность для взрослых, для ребят оборачивалась праздником. Раздобывшие свечи счастливчики выходили из своих комнат, и вереницы детей с огоньками в руках устраивали шествие по коридорам и лестницам, которые во мраке казались бесконечными и загадочными.
***
Вот так шла жизнь на первомайской «спальне» во второй половине 20-х годов [прошлого века]. Нельзя сказать, что она была счастливой, безбедной. Но когда кончились эти пять лет, люди с тоской вспоминали: «Эх, было время! Мы даже не думали, при какой власти живем». Зато власти думали… Прихлопнули лавочку Рожкова; магазин Сережи-татарина был продан с аукциона; за мелкими торговцами-разносчиками милиция гонялась как за ворами. А в госторговле можно было купить только черный хлеб по карточкам, но становиться в очередь надо было с ночи, а то не достанется.
В каморках становилось все теснее — дети росли, а комнаты не растягивались. Вот они уже взрослые, замуж выходят, женятся. Вторая семья отгораживалась от родителей занавеской. Жилищного строительства практически не было; на «спальне» приспосабливали под жилье все, что можно и нельзя. Даже красный уголок забрали под общежитие. Новой детворе уже нельзя было резвиться по коридорам — они все больше загромождались табуретками с примусами или керосинками, шкафчиками, столиками… В 20-е годы обитатели «спальни» составляли как бы большую семью. Хоть и не всегда между соседями дружба была, но в какой семье ссор не бывает? В основе отношений была определенная общность. И за соседскими детьми присматривали, и на кухне можно было смело ставить свою кастрюлю в печь и, уходя на работу, попросить кого-нибудь: «Через час передвиньте вот сюда, чтобы не кипело». В 30-е годы уже предпочитали готовить на собственных керосинках — а то не успеешь оглянуться, варево украдут вместе с кастрюлей. Пришлые и временные жильцы безобразили в местах общего пользования, и местность вокруг домов все больше стала походить на помойку…
Иван Иванович ЧУБУРОВ
«Калининградская правда», № 129 за 1999 год |
ЖИЗНЬ НА «СПАЛЬНЕ»: 1920-е годы (часть 2)
Казарма № 6 («Вернецкая»)
Взрослые дома Чем занимались взрослые каморок на «спальне» в свободное время? В праздники и по воскресеньям, понятно, отдыхали, а в будни, когда приходили с работы домой? Женщинам дома работы хватало: приготовление пищи, глажение белья, починка одежды, прочее рукоделие. Многие вязали — от шерстяных варежек до художественных кружев. Мужчины тоже принимали участие в некоторых домашних делах: чистили картошку, овощи; встречали жен у бани со стиранным бельем и несли его к плотикам на берегу реки, а потом, после полоскания, несли домой к вешалам — сушить. Они белье не стирали и не полоскали: мужикам не положено. Стирали женщины только в бане, и только в определенный, сугубо женский, день недели. На следующий — еще производилась уборка. В день мытья (пятница — мужской, суббота — женский) стирать не разрешалось.
Баня со стороны Клязьмы Грамотные мужчины вечерами читали газеты. Подписывались на газеты многие, но не все способны были их читать. Надо отметить, что, в отличие от частного бизнеса, газеты, выпускаемые государством, в ту пору на дом не доставлялись. За ними надо было ходить в киоск около ворот фабрики. Киоскер выдавал газету только при предъявлении подписной карточки и делал в ней отметку о получении газеты. Кто не хотел вечером сидеть дома, шел в красный уголок, на третий этаж, над кухнями. Там тоже можно было почитать газету, журнал, была и небольшая библиотека. Играли в шашки, находились даже умельцы играть в шахматы. В 1927 году в красном уголке появилось радио: в углу под потолком повесили огромный черный рупор, потом несколько дней ждали, когда радио заговорит В тот вечер, когда громогласный рупор впервые зарокотал: «Всем! Всем» Всем! Говорит Москва!», красный уголок был забит до отказа. В дальнейшем слушать радиопередачу народ собирался заранее, и минут по двадцать люди (женщин было больше, чем мужчин) в терпеливом ожидании смотрели на черную трубу.
В красном уголке слушают радио, фотография из интернета Женщины чаще собирались на кухне. Одни с тряпками в руках, в ожидании, когда сварится или поджарится за одной из многих печных дверец, расположенных в два ряда; другие — просто так, поговорить. Беседовали, обменивались новостями, нередко перемывали косточки отсутствующим соседкам. Перед входом на кухню со стороны Лазарета в кубовой было свободное местечко, где иногда по вечерам собирались картежники. Кто играл, кто смотрел, но компания шумная: выкрики, ругань. Случалось, страсти разгорались до ссоры, а то и до драки. Всполошенные женщины бежали кому куда ближе — кто в Лазарет, кто на Вернецкую. Впрочем, у выхода застревали и оттуда смотрели на расходившихся мужиков, с визгом пускаясь наутек, если те опасно приближались. Конечно, и у мужчин находились свои дела дома: починить что-нибудь из вещей домашнего обихода, смастерить что-то для своих детей. Если чинить ботинки несли к сапожнику, то ремонтировать валенки — совершенно необходимую зимнюю обувь — многие мужчины умели сами и подшивали их для всей семьи. Немалым подспорьем для домашнего хозяйства были балаганы — так здесь назывались сараи. Почти каждая семья имела свой балаган с погребом, так что вышел целый городок к югу от домов, по обе стороны от узкоколейки. «Китай-город», «Шанхай» — иронически называли его сами владельцы. Но без балаганов обойтись было трудно. Сюда выносили на лето зимние рамы, хранили инструмент и другие вещи ежедневного употребления. В погребах хранили купленную осенью картошку, квашенную капусту в бочках, соленые огурцы и прочее. Некоторые ухитрялись устроить при своем балагане огородик, водили кур и даже коров. Сено для них, так же как картофель и овощи, добывать было нетрудно: мужики из деревень привозили прямо к «спальне». Здесь удобнее было мастерить разные вещи, а в летние месяцы многие из каморочной тесноты даже ночевать уходили в балаганы. Но это летом, а в длинные осенние и зимние вечера что мужикам дома, в своей комнате делать? В картишки с семейными перекинуться, да, может, из соседей кто зайдет. Посидеть, покурить не торопясь, а курили почти все мужчины (но не женщины, им нельзя — позор). Многие предпочитали папиросам махорку и скручивали цигарки по форме папирос. Табак носили с собой в кисетах, а для цигарок нужна бумага. Вот и занятие: приготовить на следующий день бумагу — папиросную или, за неимением оной, газетную. Нарезали ее полосками шириной в длину цигарки и свертывали в рулончики, чтобы удобнее оторвать нужный кусок. Вот вечер и прошел, поужинали — и спать. Ложились рано, многим «на заработку» — так здесь называлась первая смена. Часов в 10 вечера в коридорах звенела тишина. Утром раздавался крик: «Каморки подметайте!» Уборщица проходила по коридору из конца в конец, обрызгивая бетонный пол из лейки и время от времени издавая свой клич. По этому сигналу принимались мести пол комнаты дети или взрослые, оставшиеся дома. Если к приходу уборщицы в некоторых комнатах уже никого не было, значит, уборка была произведена заранее и мусор выметен в коридор — к стене около двери. Потом, как уже сказано, шли молочницы, следом за ними — нищие. Они открывали дверь: «Подайте Христа ради». Им отвечали: «Бог с вами», если не хотели подать, а если подавали, то кусок хлеба, редко что-нибудь другое. Так они шли по коридору, дергая ручку за ручкой. Если дверь не открывалась, значит дома никого нет. Даже дети, находясь дома одни, обычно не запирались. В субботу или под большой праздник производилась большая уборка — во всех комнатах женщины или девочки лет двенадцати и старше мыли полы и свою часть коридора. Несмотря на бедность обстановки, чистота в каморках была примерная. Света много — от больших окон, светлых покрывал и подзоров на кроватях, скатертей на столах. Полы были из превосходных досок и застилались половиками. Места общего пользования содержались в не меньшей чистоте. В особенности туалеты. Скорее в кухне можно было увидеть какой-нибудь мусор, чем в уборной, что было результатом не столько тщательной уборки, сколько аккуратности жителей.
Иван Иванович ЧУБУРОВ
«Калининградская правда», № 127 за 1999 год |
ЖИЗНЬ НА «СПАЛЬНЕ»: 1920-е годы (часть 1)
Особый мир «спальни», насколько известно, не нашел еще отражения ни в художественной литературе, ни в исследовании социологов. Взять хотя бы двойной корпус «Вернецкой» и «Лазарета» [казармы №№ 6 и 7] — одни коридоры и лестницы чего стоят. Как по листу Мёбиуса, по ним можно было блуждать бесконечно. Дела давно минувших дней… Не рассказать о них — значит, что-то потерять, и в истории, и в наши днях.
Ближайшее к фабрике 4-хэтажное здание носило название «Девичья». До революции это было действительно общежитие для девушек. Казарма № 4 («Девичья»), улица Советская, дом № 31
К западу от него — «Мишенская», двухэтажное кирпичное в центральной части строение, с длинными одноэтажными деревянными крыльями [снесено, на его месте построен дом № 5 по улице Учительской]. Затем «Вернецкая», соединенная кухонным корпусом с «Лазаретом»: Справа — «Вернецкая», улица Учительская, № 3 (казарма № 6), слева «Лазарет», улица Учительская, № 1 (казарма № 7), в центре — бывший кухонный корпус, улица Учительская, № 3
Происхождение названия «Лазарет» точно известно: он был построен [управляющим фабрикой Константином Федоровичем Кнорре —http://skr.korolev-culture.ru/anonsy-ekskluziv/ekskluziv/knore ] в 1914 году, но его немедленно забрали под госпиталь с началом Первой мировой войны. Администрация и почта, однако, не признавали прижившихся народных названий: Девичья официально именовалась казармой № 4, Мишенская —№ 5, Вернецкая — № 6, Лазарет — № 7. Казармы № 1, № 2 и № 3 собственных (народных) названий не имели. Казарма № 1, улица Советская, № 45
Казарма № 2, улица Советская, № 67 Казарма
№ 3
В кухонно-бытовом корпусе, соединявшим Вернецкую с Лазаретом, на первом и втором этажах были колоссальных размеров печи-пищеварки, работавшие круглосуточно; кубовые емкости с кипятильниками типа «Титан», туалеты с умывальниками. Через кухни можно было пройти во все корпуса, из каждого длинного коридора — в любой другой, не выходя на улицу. Из окон Вернецкой, выходящих на восток, открывался вид на Мишенскую, а дальше в прорехи между деревьями — на Девичью, фабрику и Горки. Историческая башня фабрики Франца Рабенек
Западные окна Лазарета смотрели на широкое поле; справа была видна дорога на Максимково, усаженная большими деревьями, слева — Поповский лес, замечательное собрание старых, но низкорослых раскидистых сосен. Вид из внутренних окон ограничивался противоположным корпусом. По двору были проложены рельсы узкоколейки, и паровозик «Вера» часто посвистывал и пыхтел под окнами — привозил с болота торф для кочегарки и котлов центрального отопления. (Кочегарка была в подвале под кухней и оттуда подавала горячий воздух для печей).
Процветание
Вторая половина 1920-х годов. После пуска фабрики все взрослые имели работу, получали хорошую зарплату. Все были сыты, обуты, одеты. Золотые дни Первомайки… Всё насущно необходимое можно было купить в кооперативном магазине и в лавках частников, разместившихся под соснами при дороге от фабрики в Максимково. Здесь была палатка мясника, рядом Рожков торговал всякой снедью; промтоварами снабжал магазинчик Сережи-татарина. Все торговцы легко давали в долг, без всяких процентов. Многие обитатели «спальни» расплачивались в получку; на оставшиеся деньги накупали всякой заманчивой снеди и пировали несколько дней. Потом опять начинали приобретать продукты в кредит. Более экономные соседи язвили по их поводу: «В получку у них жарево и печево, а потом есть нечего!» Надо сказать, на получку находилось много охотников. В дни зарплаты на поселок делали набеги мелкие торговцы разной разностью: платками, лентами, всевозможной хозяйственной утварью, но, пожалуй, больше всего товарами для детей — пряниками, пирожными, шоколадками в сияющих разными цветами металлических обертках, хитроумными игрушками — так ярко раскрашенными, что издали бросались в глаза. Ребятишки тащили к ним родителей, вытягивая из их карманов или кошельков мелочь (цены были копеечные). Часто устраивались целые базары — если получка приходилась на Масленицу или другие праздники. В основном торговцы были народ покладистый и принимали не понравившуюся игрушку обратно, в крайнем случае отругают. Осенью и зимой торговцы-разносчики приходили прямехонько на «спальню», преимущественно вечером, и располагались в коридорах. Иногда бесцеремонно стучались в двери, предлагая свой товар. Глядишь, вовсе какую-нибудь пустяковину, вроде восковых скорлупок-уточек или таких же лебедей для пускания по воде. Забавы, впрочем, недолговечной — от нескольких минут до нескольких дней. Была и обычная, ежедневная торговля. Утром по каждому коридору проходили молочницы, возглашая: «Молока кому не надо ли?» или «Молоко кипяченое».Некоторые приходили издалека; максимковские же, как правило, шли молча — они разносили молоко по договоренности, с расплатой в получку. Молочница, фотография из интернета
В одном из переходов каждый день устраивался пожилой дядя с лотком, наполненным плюшками и дешевыми конфетами. Основными его покупателями были дети. К вечеру его лоток всегда пустел… Продавец с весами, фотография из интернета
С улицы доносилось: «Точить ножи-ножницы!», «Паять, лудить, чайники чинить!», «Вставлять стекла!» Обязательно нараспев – каждый на свою постоянную мелодию. Точильщик ножей, фотография из интернета
Иногда раздавался звук шарманки; на музыку собирался народ, окружая шарманщика плотным кольцом. По окончании исполнения ему в шапку кидали медяки, обычно всего несколько монет, так что, наверное, большим подспорьем ему был попугай, за гривенник [10 копеек] вытягивавший из маленького ящика на шарманке «счастье» — конвертики с предсказаниями. Шарманщик не возражал, если дети кричали: «Попка дурак!», а ребятня приходила в восторг, когда попугай впопад отвечал: «Сам дурак!» Угольщик подъезжал на лошади: «Углей, углей, кому углей?» Березовый уголь был нужен всем, главным образом для… утюгов (электрических в ту пору не было). Модницы завивали волосы специальными щипцами, разогревая их тоже на углях. Во второй половине дня являлся красильщик. Как и все, он объявлял в коридоре предлагаемые услуги; его приглашали в комнату, обсуждали условия заказа. Прикрепив к подлежащим перекрашиванию платьям, кофтам и т.п. метку соответствующего цвета, красильщик увязывал вещи в узел и уходил к себе в Максимково, а через несколько дней, в установленный срок, приносил готовое хозяевам. Были и другие предприниматели, предлагавшие услуги с доставкой на дом, в частности, фотографы. Из них некоторые занимались только увеличением портретов с ранее сделанных фотографий. Портреты делались в рамках и под стеклом. Продукция, надо сказать, не всегда высокого качества, но вполне устраивавшая местное население.
(продолжение следует) Иван Иванович ЧУБУРОВ (1920-1994) «Калининградская правда», № 124 за 1999 год
Фотографии Ольги ГЛАГОЛЕВОЙ
Особая благодарность Елене Ивановне Протогеновой за помощь в подготовке данной статьи |
«ВДОГОНКУ» — А ВОТ МЫ ЧЬИ
Не успели мы разместить статью Сергея Ивановича Мельникова «Вы чьи, кирпичи?» ( http://skr.korolev-culture.ru/pervomaj/arh_pervomajskij/vycikirpici ), как практически сразу же, вдогонку, пришло два письма — от самого автора и москвича Петра Александрова. Сергей Иванович уточнил местонахождение своего кирпичного клада: примерно 100-метровая тропинка, тогда еще не заасфальтированная, ведущая от улицы Советской к ДК «Болшево». Коллекционер Петр Александров дал ответ на вопрос, вынесенный в заглавие предыдущей статьи, с которым мы, естественно, знакомим и наших читателей.
1. Клеймо завода Челнокова
Завод Василия Федоровича Челнокова при деревне Шараповой Мытищинского уезда — один из крупнейших заводов губернии, основанный в 1870-е годы. Как отмечалось в статье «Кирпичный завод Перлова» ( http://skr.korolev-culture.ru/staryj-gorod/arhiv-1/kirpicnyjzavodperlova ): «В Пушкино, Ивантеевке, Болшево, Щелково, Мытищах и Москве из мытищинского кирпича построены фабрики, заводы, жилые корпуса, храмы, богадельни, больницы, часовни, дома призрения и трудолюбия, бывшие доходные дома, тюрьмы, учебные заведения, троллейбусные и трамвайные парки, музеи, театры, магазины, оранжереи, конюшни и каретники. Не поддаются исчислению дачи и деревянные дома на кирпичном фундаменте». Клейма В.Ф. Челнокова: «ЧЕЛНОКОВЪ», «В.ЧЕЛНОКОВЪ», «В.Ф.ЧЕЛНОКОВЪ».
В 90-е годы XIX века этот кирпичный завод перешел к сыну основателя — Михаилу Васильевичу Челнокову. В 1895-м году М.В.Челноков вместе с В.К.Шапошниковым организовали Товарищество по производству строительных материалов, которое довольно быстро стало одним из крупнейших поставщиков стройматериалов в столице и губернии — благодаря объемам производства и развитию железнодорожной сети. В него входило около десятка различных производств, раскиданных по всей губернии, и даже отдельные предприятия за ее пределами, в том числе и заводы, расположенные у деревни Шараповой, и завод на реке Сетунь. Еще один небольшой завод принадлежал Товариществу в Смоленской губернии. Клейма Товарищества: «В.К.ШАПОШНИКОВЪ М.В.ЧЕЛНОКОВЪ», «Т-во В.К.ШАПОШНИКОВЪ М.В.ЧЕЛНОКОВЪ и К» Кирпичи с клеймами Товарищества встречаются еще чаще, чем отцовские.
2. М.А. На приведенной фотографии показана половина кирпича с начальными буквами клейма: МА… Абсолютно точно можно сказать, что полностью это клеймо выглядит как М.А.С.:
Таким образом клеймили кирпичи, сделанные на заводе почетного гражданина Михаила Артемовича Степанова (Микаэла Арутюновича Степанянца). Этот завод располагался в районе нынешнего города Электроугли (город районного подчинения в Ногинском районе Московской области). С XVIII века местные крестьяне кустарным способом разрабатывали в деревнях белую глину. В каждой деревне было несколько производств. Белая глина имеет большую огнеупорность, поэтому такой кирпич использовали в основном при кладке каминов и печей. Популярность такого кирпича обусловлена дефицитом и дороговизной настоящих огнеупорных кирпичей. Завод Степанянца был основан в начале 1870-х годов, помимо кирпича на нем производилась напольная плитка с подобным же клеймом. В конце XIX века завод был сдан в аренду московским армянам — Ованнесьянц (один из них был архитектором). Закрылся в 1910-е после череды пожаров. Клейма Степанянцев : «М.А.С.» и «М.С.» Клейма Ованнесьянцев : «ОВАННЕСЬЯНЦЪ», «OVANNESANTS», «Архитектор ОВАННЕСЬЯНЦЪ»
В отличие от других местных производителей подобного кирпича на заводе Степанянцев-Ованесьянцев очевидно понимали маркетинговую ценность клейма, поэтому кирпичей с клеймами относительно много. Другие заводчики ставили единичные клейма, которые очень редки. Встречаются эти кирпичи в Москве, Московской и Тульской областях.
3. Прима
В отличии от продукции Степанянца этот кирпич — настоящий огнеупор. Производился в городе Боровичи Новгородской губернии на заводах Константина Логгиновича Вахтера — крупнейшего производителя огнеупорных кирпичей, имевшего в разные годы до десяти заводов. Клейм заводов Вахтера очень много: Фотография из интернета 4. Пирогранит
Кирпич произведен также в Боровичах на одном из небольших заводов. Завод несколько раз менял хозяев, пока в итоге не был куплен тем же К.Л. Вахтером.
Пирогранит является незаменимым материалом для декоративных внешних и внутренних облицовок крупных сооружений, он применяется также для украшения карнизов и колонн. Пирогранит относится к группе морозостойкой строительной керамики. Сырьем для него служит клинкерная глина, которую обжигают при высокой температуре до плотного состояния. Неэмалированный пирогранит первоначально использовали для восстановления каменной скульптуры и резьбы по камню. Применение пирогранита для замены камня имеет особое значение для стран, не располагающих запасами морозостойкого, прочного камня, так как пирогранит морозо- и кислостостоек, поэтому его не разрушают ни холод, ни загрязненный газами городской воздух. Разнообразные новгородские кирпичи Вахтера встречаются практически по всей России — от Москвы до Владивостока. Петр АЛЕКСАНДРОВ Фотографии кирпичей московского коллекционера Сергея Лаврова |
ВЫ ЧЬИ, КИРПИЧИ?
В сюжете Королёвского телевидения о ДК «Болшево» его директор А.Ю.Глазунова рассказывала и показывала кирпичи, найденные при ремонте здания ДК. А вот кто нашел эти артефакты и как они попали к ней, не упомянула. Дополняем сообщение директора — 16 лет назад эти кирпичи нашел и передал в музей (в количестве четырех штук) наш неутомимый Сергей Иванович Мельников. Но впрочем, пусть он сам расскажет эту историю.
Клуб БМЗ (Болшевского машиностроительного завода), затем ДК «Болшево» известен очень давно. В середине 1930-х годов первые детские книжки мне выдали в библиотеке именно этого клуба. По этим книжкам я учился читать и познавать историю нашей страны. А сколько было просмотрено кинофильмов! Не сосчитать. Вначале мы, «малышня», сидели на полу перед экраном, а повзрослев, уже покупали билеты и восседали на креслах-стульях, как взрослые. Сколько воспоминаний оставила чугунная лестница клуба, по которой после кинофильма зрители спускались на улицу. Лестницу «убрали» и следы ее затерялись. Сколько раз я участвовал в представлениях и спектаклях в клубе! НАШЕМ клубе. Слышал, что именно здесь было объявлено об Октябрьской революции 1917 года: «Вся власть перешла народу. Земля стала народной собственностью… Фабрики и заводы стали собственностью рабочих…» К сожалению, это эпохальное событие не подтверждено архивными данными.
Страница истории
Став взрослым, узнал, что в этом здании когда-то находилась «Пачечная» — так назывался цех фабрики-красильни «Франц Рабенек». Эта фабрика была образована в 1827 году, а в 1829 году стала называться фабрика-красильня «Франц Рабенек и К» (сыновья). Так в нашей местности на земле князей Одоевских возникло красильное производство. Рекламный буклет, 1902 год
В 1905-1907 годах француз Данин Жозеф Жилле купил движимое имущество (в том числе ткачей и ткачих) фабрики Лапинской мануфактуры, находившейся, как и фабрика-красильня «Франц Рабенек» на территории сегодняшнего микрорайона Первомайский, и вывез в неизвестном на сегодня направлении... Но вернемся к фабрике. В 1909 году акционерное общество (товарищество) «Ф. Рабенек» купило недвижимое имущество (здания) акционерного общества Болшевской мануфактуры в сельце Лапино-Спасское тож. Этим воспользовался пристав Афанасьев и административно объединил сельцо Лапино-Спасское тож с селом Болшево, образовав таким образом единое территориальное объединение и назвав обе части одним словом — село Болшево. С тех пор сельцо Лапино-Спасское тож в официальных архивных документах не показывается, а красильное и прядильное производства считаются одним производством «Ф. Рабенек». Таковы основные исторические вехи фабрик Лапинской мануфактуры и красильного заведения «Ф. Рабенек».
Про кирпичи
В 2000 году Комитет культуры города Королёва выделил средства для ремонта и реставрации ДК «Болшево». Услышав эту радостную весть, я решил посмотреть отвалы у фундамента этого здания. И вот наконец 27 октября выбрал время, приехал сюда и нашел… практически клад: 1. кирпич красного цвета с надписью «…ЛНОКОВЪ»:
Возможно, впереди были одна или две буквы — скорее всего это «ЧЕЛНОКОВЪ», владелец кирпичного завода в Мытищах, из кирпичей которого были построены практически все здания в близлежащей округе ( http://skr.korolev-culture.ru/anonsy-ekskluziv/ekskluziv/kirpicnyj-zavod-perlova ). 2. кирпич серо-белого цвета с буквенной аббревиатурой «М.А.»:
3. кирпич с хорошо читаемой надписью «Рrima»:
4. и наконец брусчатка темно-серого цвета в трудноразличимой надписью «ПИРО.РАНИТЪ»(?):
Часть кирпича с клеймом
Но вот установить владельцев заводов, где были сделаны кирпичи №№ 2, 3, 4, мне не удалось… [Будем надеяться, что наши читатели-кирпичных дел знатоки, помогут найти ответы на вопросы С.И.Мельникова]. Кроме найденных кирпичей, видел надписи «ЧЕЛНОКОВЪ» на кирпичах кладки 1-го этажа. Директор клуба ДК «Болшево» Алевтина Юрьевна Глазунова рассказал, что такие же надписи есть и на кирпичах 2-го этажа ДК и на 3-м этаже, где стоит огромный бак, оставшийся от бывшей фабрики-красильни.
Вопросы, вопросы, вопросы…
Все вышесказанное заставляет задуматься вот о чем: - когда был возведен корпус «Пачечная»? - кто архитектор этого строительства? - когда был заложен фундамент, если точно известно, что фабрика-красильня была образована в 1827 году? - где находились сельцо Лапино и церковь Спаса Нерукотворного в этом сельце, известная с 1711 года и закрытая в 1800 году ( http://skr.korolev-culture.ru/pervomaj/arh_pervomajskij/istoriapervomajki )? За давностью лет остается надеяться только на помощь читателей сайта. Ждем ваших писем по адресу: llellia@mail.ru
Кирпичи фотографировала Ольга Глаголева Сергей Иванович МЕЛЬНИКОВ, действительный член Русского географического общества 2000-2017 годы |
ИСТОРИЯ ПЕРВОМАЙКИ
Не перестаю удивляться-восхищаться Сергеем Ивановичем Мельниковым — практически при каждой нашей встрече он нет-нет да и обрадует меня своими рассказами-воспоминаниями по ну очень разнополярным краеведческим проблемам; или озадачит тем или иным вопросом, требующим, по его мнению, немедленного решения; или вытащит из своей видавшей виды авоськи копию какого-нибудь уникального исторического документа. Так было и в этот раз: с хитровато-горящими глазами и улыбкой победителя он выдал мне копию летописи «Первомайки», самолично написанную на основании хранящихся у него документов, аж без малого… двадцатилетней (!) давности! Мне остается в очередной раз только сокрушаться его такой непозволительной медлительностью и знакомить наших читателей с еще одной находкой неутомимого ДЧРГО (действительного члена Русского географического общества) — http://skr.korolev-culture.ru/publikacii/arhiv/dcrgo . Итак: 1617 год — сельцо Лапино числится за боярином Матвеем Михайловичем Годуновым; 1619 — боярин М.М.Годунов направлен сооружать острог за Яузой; дубовой аллее на Первомайке более 380 лет; 1646 — сельцо Лапино числится за Иваном Афанасьевичем Головлёнковым; 1675 — в сельце числится заводчик Федор Иванович Головлёнков, упоминается заводская промышленность Головлёнковых; 1678 — сельцо числится за Федором Ивановичем Головлёнковым; упоминаются пустоши Сосуниха и Мшаник; сельцо числится за Василием Федоровичем Головлёнковым; сельцо числится за Иваном Васильевичем Головлёнковым; 1680 — Юрий Михайлович Одоевский строит новую деревянную церковь во имя святых Косьмы и Дамиана в Болшево; 1711 — 14 августа выдан Антиминс в церковь Спаса Нерукотворного Образа, в связи с чем село получает двойное название: Спасское-Лапино тож; 1714 — упоминается фабрика, владелец Иван Таменс; 1720 — Иван Таменс упоминает полотняную фабрику в Лапино; 1721 — полотняную фабрику-мануфактуру содержит Прокофий Пастухов; 1736 — фабрика принадлежала Д.Плавильщикову (с 1720-х годов), который продает ее А.М.Никонову; 1737 — селом Спасское-Лапино владеет Анна Михайловна Головлёнкова,жена Ивана Васильевича Головлёнкова, после смерти которого вторично выходит замуж за Сергея Дмитриевича Потемкина; 1745 — селом владеет Михаил Иванович Шаховской; 1746 — фабрикой владеет Михаил Иванович Никонов, затем фабрика переходит к П.Д.Пастухову; 1802 — фабрикой (плисовой) владеет Федор Пантелевич Пантелеев [основатель первой в России механической бумагопрядильни, использующей вольнонаемный труд]; 1810 — Ф.П.Пантелееву вручена императорская медаль за заслуги перед Отечеством; 1835 — Александра Федоровна Щёкина, урожденная Пантелеева, купила село Копнино (сегодняшняя Ивантеевка); 1852–1856 — фабрикой (плисовой) владеет Федор Федорович Пантелеев, сын Ф.П.Пантелева (прядение, бумажная пряжа); 1861 — отмена крепостного права; XIX век — Спасское-Лапино в собственности Арманд Евгения Ивановича, Ангина В.П. и Ценкер Каролины Егоровны (180 саженей); 1863 — в Спасском-Лапино Ценкер К.Е. куплена незаселенная земля; XIX век — Арманд Е.И. и Ангин В.П. продают фабрику в Спасском-Лапино тож купцам Клопову В.Д. и Сергеевым — Никите и Григорию; 1866 — образуется Лапинская мануфактура — акционер купец А.С.Горелов; 1867 — незаселенная земля перешла к Ценкер К.Е.; 1872 — Лапинская мануфактура — акционеры Н.Ф.Сергеев, В.Д.Клопов и др.; 1873 — от Арманд Е.И. и Ангина В.П. к Ценкер К.Е. перешло 180 десятин земли; 1877 — образуется «Товарищество Лапинской мануфактуры»; 1890 — Лапинская мануфактура — бумагопрядильная и ткацкая фабрики, Поликарпов Константин Михайлович; XIX век — постройка узкоколейки до фабрик от торфоболота (управляющий Кнорре Константин Федорович); 1899 — с октября образована «Большевская мануфактура»; 1900 — Лапинский фабричный участок (7 десятин 484 сажени стоимостью 330 тысяч рублей) бездействует; 1901 — управляющему фабрикой Рудольфу Львовичу Никлесу отказано в дальнейшей работе; 1903 — фабрикой заведуют (владельцы): Гендунен Г.Г., Фарштетер А.Л., Мейер Генрих Сергеевич; 1905 — 31 октября принимается решение о продаже Лапинской мануфактуры французу Данилу Жозефу Жилле и «Товариществу Франца Рабенека»; 1907 — 9 марта (5 дня) выдана закладочная расписка французскому гражданину Данилу Жозефу Жилле: продается за 450 тысяч рублей; купчая совершена. Продано движимое имущество: станки, машины… ; земля и строения не проданы. 1909 — Данилу Жозефу Жилле купчая крепость с «Товариществом Фр.Рабенека» на Большевскую (Лапинскую) мануфактуру совершена. Первый управляющий Густав Густавович Гендунен. В связи с покупкой земли Большевской (Лапинской) мануфактуры «Товариществом Фр.Рабенека» сельцо Лапино-Спасское, тож Спасское-Лапино, теряет свою самостоятельность и входит в состав Болшевской дачи. К этому времени существует железная дорога Мытищи-Щелково со станцией Болшево; проложена узкоколейка Торфо-болото — так называемая паровая железная дорога, по которой ходят паровозики «Верочка-I» и «Верочка-II» (они возят торф на обе фабрики Франца Рабенека). Вновь развивается производство прядения, а на территории фабрики «Товарищество Фр.Рабенека» остается одно производство (обе фабрики: красильня и плисовая сливаются в одно производство); 1913–1914 — начато строительство казарм №№ 6, 7 (отдельно); Бывшая Учительская улица, дом № 1 (так называемая «казарма № 7», в годы Первой мировой войны здесь был госпиталь), фотография из архива Л.И.Ласточкиной (публикуется впервые) Современный вид «казармы № 7», фотография О.Глаголевой, май 2015 года Козырек казармы, фотография О.Глаголевой, май 2015 года 1914–1917 — Первая мировая война; 1915 — строительство больницы, покойницкой, магазина; завершено строительство казарм; Больница с часовней на заднем плане (фотография из интернета) Восстановленная часовня, фотография О.Глаголевой, май 2015 года 1915–1917–1918 — «казарма № 7» используется как госпиталь; 1917 — «бескровная» революция в Болшево, власть взяли рабочие и образовали Рабочий совет, который возглавил Иван Ласточкин [родился в 1890 году]; Фотография из личного архива Ласточкиной Л.И., публикуется впервые 1917–1918–1919 — фабрики работают за счет ранее привезенного из-за границы хлопка; 1920–1925 — фабрики не работают; был образован Совхоз № 334 [Кнорре К.Ф.]. Новые и старые управленцы фабрики (К.Ф.Кнорре сидит крайний справа), фотография из архива семьи Кнорре, публикуется впервые Следует отметить здесь заботу и семьи Ценкер и ее дочери, которые через заборные книжки обеспечили жизнь ткачих и рабочих села Лапино; 1925 — 1 мая бывшая «Фабрика Фр.Рабенека» была открыта, по дню открытия стала называться «Фабрика 1 мая», а потом по просьбе ткачих и рабочих была переименована в «Фабрику 1 мая имени И.В.Сталина». После образования Поселкового совета (Поссовета) и он стал называться «Сталинский»; 1936 — школы №№ 1, 2, 3 получили также наименование «Сталинских». Сергей Иванович МЕЛЬНИКОВ, январь 1999 года Из старого альбома Дополнением к статье С.И.Мельникова служат случайно (случайно?) полученные мною несколько страниц рукописного альбома начала 1950-х годов из архива учительницы Людмилы Ивановны Ласточкиной (дочери Ивана Ласточкина — того самого главы болшевского Рабочего совета). Правда, как следует из находок Сергея Ивановича, с устаревшими сведениями. И тем не менее, приведу несколько самых интересных выдержек: Первая страница старого альбома Наш поселок расположен на правом и левом берегах реки Клязьмы, относится к городу Калининграду [сейчас Королёв] Московской области и находится в 25 км от Москвы. На правом берегу реки разместились корпуса прядильной фабрики «1 мая» и БМЗ [Болшевского машиностроительного завода], основные постройки и учреждения поселка, а также Максимково (с поселком «Пролетарская Отрада» «Текстильщик»). На левом берегу — Старые и Новые Горки и деревня Комаровка… В книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» под редакцией Семенова П.П. (издание 1899 года, С.-Петербург, стр.225, том I) написано: «От Мытищенской станции ведут три подъездные железно-дорожные пути: два на близкие к ней кирпичные заводы и один, в 14 верстах длины, в село Щелково на Клязьме. На 7-й версте этого последнего пути находится пост Большево и в 1-й версте от него село Большево на реке Клязьма с двумя церквами и 600 жителями. Село это принадлежало князю Одоевскому, который пожертвовал его Императорскому человеколюбивому обществу для устройства странноприимного дома ( http://skr.korolev-culture.ru/imena/arhiv_imena/odoevskij ). Общество устроило здесь богадельню, школу и в полуверсте отсюда ремесленный исправительный приют для нищих девочек ( http://skr.korolev-culture.ru/ubilejnyj/arhiv_ubilejnyj/akovlevskijpriutotvetnafotozagadku-3 ). За селом, у самой реки, находятся две обширные красильно-апретурные фабрики (фирмы Рабенек) с производством на 1.900.000 руб. при 340 рабочих. От одной из этих фабрик идет узкоколейный путь в 7 верстах к торфяникам». Поэтому вся история нашего поселка тесно связана с историей фабрики. В первой половине XIX века (первые упоминания о фабрике встречаются с 1829 года) на берегу реки Клязьмы были построены две фабрики: ткацкая Лапина и красильная Ф.Рабенека. В конце XIX века (1895 год) купец Сергеев строит между ними прядильную фабрику на 22 тысячи веретен, но она быстро перешла к Ф.Рабенеку (сработав лишь 102 пуда пряжи, Сергеев разорился), а Лапинская фабрика сгорает. Новый хозяин начинает расширять фабрику и застраивает территорию вокруг, где раньше находились лишь густой лес и летние дачи крупных московских богачей. Для служащих фабрики были построены двухэтажные деревянные дома и казармы (общежития) для рабочих (было построено шесть казарм). Для детей в 1909 году открыли начальную школу. В 1913 году построили магазин (до этого была продовольственная лавка): Фотография 1997 года (из интернета) В 1915 году построили больницу. [Повторю еще раз, что все это строительство вел управляющий фабрикой Константин Федорович Кнорре — http://skr.korolev-culture.ru/imena/arhiv_imena/knorre2 ]. Такое большое строительство объясняется тем, что владелец фабрики нуждался в рабочей силе и старался чем-то привлечь рабочих и отвлечь их от революционных настроений. До революции поселок был плохо благоустроен. Лес да пустыри были вокруг фабрики. До станции Болшево приходилось добираться пешком по грязной проселочной дороге. К бане путь шел по ветхим деревянным мостикам через болото. Баня — одна из старейших построек второй половины XIX века (?), фотография из архива Ласточкиной Л.И., публикуется впервые Баня со стороны Клязьмы, построена вблизи фабрики в пойме реки (самом низком ее месте), мимо нее проходит дорога на Горки и расположен мост через реку (фотография из архива Ласточкиной Л.И., публикуется впервые) На улицах было темно, фонарей не было, только около фабрики горели газовые фонари. Тяжелые и жилищные условия были для рабочих. В казарме жили в одной комнате по нескольку семей. Покупали продукты только в лавке фабриканта (брали по заборным книжкам). Очень немногие родители могли дать своим детям образование, так как с 10-11 лет они шли работать на фабрику. К 1917 году на фабрике работало около двух тысяч человек. Главной улицей поселка является Советская улица. Эта улица существует уже не один десяток лет. В начале ХХ века здесь были казармы, несколько двухэтажных домов, где размещались семьи служащих фабрики, построенные в 1909 году, и две фабрики фирмы Франца Рабенека: прядильная и красильная (1913)… …Как только залп крейсера «Аврора» докатился до Болшева, рабочие с красным флагом и песней «Смело, товарищи, в ногу…» вышли из ворот фабрики. Почти безоружные (было только два пистолета и берданка у И.Е.Ласточкина), они быстро арестовали стражников (6-8). Была провозглашена советская власть. В доме, где находилась контора фабрики (а позднее дом управляющего фабрики [К.Ф.Кнорре], разместился Совет депутатов трудящихся. Ныне это дом № 15 по Советской улице. Здесь же размещался штаб Красной гвардии и фабком… P.S. О прошлом и настоящем поселка Первомайский смотри также интересные фоторепортажи по следующим ссылкам:
Огромная благодарность Бородичу Владиславу Васильевичу, Ласточкиной Людмиле Ивановне, семье Константина Фёдоровича Кнорре и Мельниковой Ольге за помощь в подготовке этой статьи Ольга ГЛАГОЛЕВА |